Совет СМИ Таджикистана завершил мониторинг выполнения этических норм в журналистике среди 43 печатных и 10 интернет СМИ.
По результатам мониторинга, проведенного во второй половине 2013 года, Совет поделил издания на три группы.
В первую группу, так называемые «здоровые СМИ», вошли такие издания, как «Нигох», «Фараж», «Озодагон», «Абадиёт ва санъат», «Азия-Плюс», журналы «Бонувон», «Чашма» и «Навнихол».
Во вторую группу — «колеблющиеся» СМИ вошли «Садои мардум», «Народная газета», «Имруз-News», «Минбари халк», «Точикистон», «Чархи гардун», «СССР», «Миллат», «Ману ту». Это те СМИ, которые, по мнению Совета СМИ, иногда выполняют все требования журналистской этики, а иногда – нарушают.
Организация утверждает, что третья группа — «Джумхурият», еженедельники «Оила», «Мухаббат ва оила», «Зан ва мард» и т.п. «переполнены бранью и неэтичными и унижающими честь и достоинство человека материалами».
В отчете также подчеркивается, что СМИ не раз были привлечены к ответственности в том числе на судебном уровне из-за несоблюдения этических ном: «Общество с каждым днем становится более чувствительным, и люди стараются защищать свои честь и достоинство».
Совет критикует публикацию информации силовых структур без предварительной редакции и считает, что тем самым СМИ допускают нарушение этических норм: «Правильно, что источник информации – силовые структуры, но в распространении такой информации играют роль СМИ».
Эксперты Совета говорят, что после их замечаний, издания «Чархи гардун», «Тоджикистон», «Имруз-News» более серьезно взялись за выполнение этических норм.
«Но такие издания, как «Оила», «Мухаббат ва оила» и «Зан ва мард», не пытались исправить свои ошибки. Даже наоборот – с каждым выпуском они с большим энтузиазмом публикуют выдуманные истории и еще больше погружаются в безнравственность», — пишется в опубликованном на сайте Совета отчете.
Относительно «государственных» изданий, Совет говорит, что во многих случаях во время реализации зада пропаганды, для этих газет уважение к личности, чести и достоинству человека и профессиональная этика, не играет роли: «Бранью и сквернословием, неэтичными изображениями и фотографиями, оговаривают и унижают человека. При этом, неподходящими восхвалениями снижают уровень доверия к себе.»
В результате пятимесячного мониторинга, Совет СМИ выявили основные пункты Кодекса профессиональной этики журналиста, которые чаще всего нарушаются: «Миссия СМИ и журналиста», «Точность информации», «Защита источника информации», «Национальная нравы и уважение культуры других», «провокационные материалы и защита прав несовершеннолетних», «Несовместимость творчества с коммерцией и рекламой», «Плагиат», «Профессиональная солидарность».