Рейтинговое агентство Moody’s первым из международных институтов рассчитало, что соотношение госдолга Украины к ВВП по итогам 2014г. может вырасти до 60%. Это политически чувствительный коэффициент: в условиях размещения еврооблигаций на 3 млрд долл., которые Россия купила еще у правительства Виктора Януковича, прописано, что достижение этого потолка может стать основанием для технического дефолта Украины и истребования досрочного погашения бумаг. Россия говорила, что не намерена активировать эту опцию, но ее позиция может измениться. 25 мая на Украине пройдут президентские выборы, от их исхода во многом будет зависеть вектор отношений между Киевом и Москвой.
Прогнозы Moody’s
Moody’s ожидает, что отношение госдолга Украины к ВВП по итогам 2014 года может составить 55-60%, по сравнению с 40,5% на конец прошлого года. Об этом агентство сообщило 4 апреля при объявлении о понижении украинского кредитного рейтинга до Caa3 (лишь на две ступени выше рейтинга при дефолте). Столь резкое увеличение долговой нагрузки Moody’s объясняет тремя факторами – значительным дефицитом бюджета (около 6% ВВП в текущем году), девальвацией гривны на 20-30% (значительная часть украинского госдолга номинирована в иностранной валюте) и ожидаемым падением ВВП на 5-10%.
Прогнозы Moody’s по Украине более пессимистичны, чем оценки Всемирного банка, опубликованные в тот же день, 4 апреля. Всемирный банк прогнозирует, что ВВП Украины снизится на 3% в 2014 году или на 5%, если Россия ограничит торговлю с Украиной и/или приостановит поставки газа. Госдолг Украины в 2014 году вырастет только до 47,4% ВВП, оценивает Всемирный банк.
Но Всемирный банк – сторона заинтересованная: в этом году он намерен предоставить Киеву до 3 млрд долл. в 2014 году. «Хотя реализация обширной повестки реформ потребует жесткости, Украине больше нельзя откладывать их на потом, так как макроэкономическая нестабильность и стагнация роста начинают бить по простым гражданам», — пишет Всемирный банк.
Причины прогноза Moody’s о сокращении украинской экономики на 5-10% в 2014 году — ослабление потребительской уверенности и доверия инвесторов, ожидаемый эффект мер строгой бюджетной экономии в контексте новой программы МВФ и снижение украинского экспорта из-за торговых проблем с Россией, пояснил РБК вице-президент, старший аналитик Moody’s Торстен Нестманн.
Прогнозные диапазоны по снижению ВВП и по коэффициенту «долг/ВВП» учитывают сложную геополитическую обстановку вслед за присоединением Крыма к России, отмечает Нестманн.
Moody’s ожидает, что внутриполитические риски на Украине будут оставаться высокими, учитывая грядущие президентские выборы и риск досрочных парламентских выборов в этом году. Кроме того, агентство видит «существенный риск дальнейшей дестабилизации восточных и южных областей Украины».
Евробонды, как фактор риска
В декабре 2013 года Россия приобрела украинские еврооблигации на 3 млрд долл. с погашением в конце 2015 года. Покупка бумаг должна была стать первым траншем финансовой помощи Украине на 15 млрд долл., но на Украине сначала сменилось правительство, а затем был отстранен от власти президент, и Россия отказалась от программы.
В проспекте евробондов сказано, что пока бумаги находятся в обращении, Украина «обязуется поддерживать общий объем госдолга и долга, гарантированного государством, на уровне не более 60% от годового номинального ВВП». При нарушении этой ковенанты Россия получит право потребовать немедленного возврата долга.
Россия не намерена требовать досрочного погашения евробондов, даже если отношение госдолга Украины к ВВП будет выше 60%, говорил 19 марта замминистра финансов Сергей Сторчак. По его словам, когда эта ковенанта вводилась по просьбе России, «никто не предполагал, что не удастся удержать курс гривны». «Соответственно сейчас, с одной стороны, курс изменился существенно. С другой — возникли проблемы с текущим экономическим ростом и с размерами ВВП. Поэтому вероятность выхода на то, что эта ковенанта будет пробита, существует. Я не смотрел, может быть, она уже пробита, статистики надежной нет. Но автоматического [требования досрочно погасить долг] это не значит», — сказал тогда замминистра.
Но Moody’s видит “существенный риск”, что Россия может потребовать досрочного погашения украинских еврооблигаций. Если это произойдет, то, по-видимому, в начале 2015 года. По мнению Moody’s, в этом случае могут быть активированы оговорки о перекрестном дефолте, содержащиеся в других выпусках. Держатели остальных евробондов могут вслед за Россией потребовать их досрочного погашения.
При нормальном ходе событий Украине в этом году нужно погасить только один выпуск еврооблигаций — на 1 млрд долл. — в июне. В 2015 году — евробонды примерно на 3,8 млрд долл. Но цепная реакция, которую может вызвать нарушение ковенанты про 60% долга к ВВП, поставит Украину перед необходимостью сразу возвращать около 19 млрд долл. долга по еврооблигациям в 2015 году. Расплатиться в таких обстоятельствах для Киева будет нереально: может понадобиться реструктуризация внешних обязательств.
Откуда ждать помощь
МВФ обещает Украине 14-18 млрд долл. в 2014-2015 годах, а с учетом помощи западных стран — 27 млрд долл. Но эту сумму никто не собирается выделять разом, и велик риск, что транши будут поступать в Киев с задержками: каждая порция кредита ставится в зависимость от выполнения предписаний фонда. Обещанных международным сообществом денег может в принципе оказаться недостаточно: как отмечает партнер в консалтинговой компании Macro Advisory Крис Уифер, «рынок считает, что Украине нужно в общей сложности более 40 млрд долл., чтобы избежать реструктуризации долга».
Россия находится в выгодной позиции. Украина вряд ли сможет выборочно отказаться от долга перед Россией по еврооблигациям. В гипотетическом ключе в прессе и экспертном сообществе обсуждались варианты для Киева трактовать долг перед Россией как «одиозный» (кредит, разграбленный прежним режимом), списать часть долга на аннексированный Крым или объявить мораторий на выплату задолженности перед «Газпромом» (не будет считаться дефолтом и позволит высвободить средства для обслуживания евробондов). Но такие варианты либо сомнительны с правовой точки зрения, либо чреваты санкциями «Газпрома».
Скорее всего, Украине все-таки придется возвращать России 3 млрд долл. по евробондам — в конце 2015 года или досрочно. В таком случае кредитная программа МВФ сыграет парадоксальную роль «субсидии» для России, пишет в своем блоге профессор школы права Чикагского университета Эрик Познер. У Москвы по-прежнему имеется возможность в любой момент перепродать бумаги заинтересованному инвестору. Если сделать это сейчас, потери России составят не более 300 млн долл. (исходя из текущих котировок более «коротких» украинских бумаг). Россия даже может продать бумаги с премией к рынку — благодаря особой преференциальной ковенанте, которой нет у других украинских выпусков.
Иван Ткачев