Российские власти признали убыточность использования пригородных поездов в регионах. Правительство одобрило концепцию Минэкономразвития по развитию пригородного сообщения, в которой ставится под сомнение целесообразность существования электричек во всех субъектах, кроме Москвы и Петербурга.
Документ предполагает сохранение за федеральным бюджетом субсидирования железнодорожной инфраструктуры, а за регионами — долгосрочного заказа на перевозку пассажиров и компенсацию убытков пригородных пассажирских компаний (ППК). Концепция впервые закрепляет за регионами право вообще отказаться от пригородного сообщения, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в правительстве и РЖД.
По словам собеседника издания, Минэкономразвития предложило регионам пересмотреть объемы заказов и инвестировать в наиболее эффективные виды сообщения — автобусы. Если регион захочет полностью отказаться от пригородных поездов, то ему потребуется согласовать этот шаг с Минтрансом. Первым кандидатом на тотальную высадку из электричек власти называют Забайкалье.
По данным источника газеты, на Москву и Петербург приходится 50% всех пригородных перевозок в России, 70-80% расходов на них покрывается доходами от билетов, тогда как в других регионах эта цифра не достигает и половины суммы. Кроме двух столиц, в 2013г. пригородное сообщение было прибыльным только в Подмосковье и Адыгее. При этом наименее платежеспособными являются Вологодская, Владимирская, Ярославская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Тамбовская и Тверская области, а также Ставрополье, Чечня и Бурятия. С начала года РЖД уже отменили в регионах около 230 электричек.
Отметим, 7 марта стало известно, что правительство России предложило перейти на долгосрочное субсидирование пригородных железнодорожных перевозок. В результате было решено, что при необходимых 32 млрд руб. в этом году РЖД получат только 24,4 млрд руб. Предполагается, что сумма будет зафиксирована на 15 лет, а разницу, которая образуется из-за инфляции и роста тарифов, будут возмещать регионы.