Лауреат нобелевской премии мира, бывший госсекретарь и советник по национальной безопасности США (1969-1975 гг.) Генри Киссинджер считает, что Украине нужно отказаться от метаний между Западом и Россией и стать «мостом» между ними. За образец Украине стоит взять «финскую» модель отношений с соседями, отмечает гуру американской дипломатии в статье для Washington Post.
Сейчас, пишет Киссинджер, главная проблема для самоопределения Украины в том, что публичная дискуссия по этому вопросу так или иначе сводится к конфронтации. Выбор ограничивается только двумя вариантами – присоединение к Западу или к Востоку. Но такая постановка вопроса не позволяет выйти из нынешнего кризиса и ставит Украину в крайне уязвимое положение в будущем, убежден Киссинджер.
Взаимное непонимание
Россия, считает политик, должна принять, что попытки сделать Украину своим сателлитом лишь обрекают Москву на бесконечное повторение «самовоспроизводящихся циклов напряженности в отношениях с Европой и Соединенными Штатами».
В свою очередь, Запад должен смириться, что «для России Украина никогда не будет всего лишь одной из зарубежных стран»: российская история началась в Киевской Руси, оттуда пошла русская вера. «Даже знаменитые на Западе диссиденты, такие как Александр Солженицын и Иосиф Бродский, настаивали на том, что Украина является неотъемлемой частью российской истории и, несомненно, самой России», — замечает Киссинджер.
Евросоюзу следует признать, что его «бюрократическая неповоротливость» и недостаток стратегического мышления в выстраивании отношений с Украиной сыграли свою роль в том, что переговоры обернулись геополитическим кризисом.
Если и Запад, и Россия, и нынешние политические силы на Украине продолжат навязывать свою волю на всем географическом и культурном пространстве страны, это чревато либо гражданской войной, либо расколом Украины, предупреждает Киссинджер.
«Мудрая» американская политика в отношении Украины состояла бы в том, чтобы примирить враждующие лагери и помочь им начать сотрудничество. Кроме того, США должны прекратить относиться к России как к «девиантному государству, которое нужно терпеливо учить правилам поведения, установленным Вашингтоном».
России же не стоит рассчитывать, что ей удастся достичь военного решения украинской проблемы и избежать международной изоляции. Владимир Путин должен осознать, что, «какими бы ни были его претензии к Западу», военное вторжение приведет к «новой холодной войне», убежден Киссинджер.
Четыре заповеди
В своей статье Киссинджер выдвигает четыре принципа, на которых должно строиться решение украинской проблемы. Эти принципы наиболее совместимы с ценностями и интересами всех сторон, считает политик.
Во-первых, Украина должна иметь возможность свободно выбирать, с кем ей вступать в политические и экономические ассоциации, включая интеграцию в Европу.
Но Украине не следует вступать в НАТО – и это вторая «заповедь» 90-летнего Киссинджера. Гуру американской дипломатии еще в 2007г. выступал против присоединения Украины к альянсу, предупреждая, что такое развитие событий приведет к затяжному кризису в отношениях России и США.
В-третьих, Украина должна иметь свободу формировать любое правительство, которое отражает волю украинского народа. Этот принцип сформулирован Киссинджером наиболее туманно. Зато в этом пункте экс-дипломат высказывает одну из самых интересных идей статьи: в системе международных отношений Украине следует ориентироваться на Финляндию. «Эта нация никому не дает повода усомниться в своей независимости, при этом она сотрудничает с Западом в большинстве областей и аккуратно избегает институциональной враждебности по отношению к России», — поясняет Киссинджер.
Наконец, в-четвертых, бывший госсекретарь считает, что аннексия Крыма Россией полностью нарушит существующий миропорядок. В идеале Россия должна признать Крым в качестве неотъемлемой части Украины, а Киев должен согласиться на усиление крымской автономии, полагает Киссинджер.
Финский сценарий
Идея Киссинджера о развитии Украины по образцу Финляндии не нова — об этом, к примеру, уже говорил известный политолог Збигнев Бжезинский. Эксперт Брукингского института, специалист по России Клиффорд Гэдди соглашается, что «финская» модель была бы для Украины оптимальной, но, к сожалению, ее вряд ли можно реализовать.
«Кто бы не хотел быть Финляндией? Это одна из трех-четырех самых процветающих, современных и интегрированных в международное сообщество стран. Она – «западная» во всех отношениях. Она является членом Евросоюза, но не входит в НАТО. И она гордится своей независимостью», — пишет Гэдди в блоге Брукингского института.
Но стать второй Финляндией Украине не суждено, так как это «гораздо более слабая, бедная, нестабильная и коррумпированная страна». ВВП Финляндии на душу населения составляет $47 тыс., на Украине — менее $4 тыс. Финляндия – одна из трех наименее коррумпированных стран в мире, а Украина занимает 144-е место по этому показателю (по данным Transparency International). Идея выстроить будущее Украины, взяв за основу финскую модель, прекрасна, но утопична, резюмирует экономист.
Алена Сухаревская, Иван Ткачев