Туркменский спорт: Миллиарды вложений, эффект нулевой

Туркменские власти тратят на строительство спортивных сооружений миллиарды долларов, а тренеры получают менее $300 в месяц.

После возвращения из Сочи, где президент Туркменистана побывал на открытии зимней олимпиады, он устроил очередной разнос своим подчиненным, ответственным за развитие физкультуры и спорта в стране.

Государство, по словам президента, тратит огромные средства на строительство спортивных объектов, а отдача минимальная. И с этим трудно не согласиться. Только за один олимпийский городок, строящийся в Ашхабаде, по самым скромным подсчетам, будет вложено более двух млрд. долларов США.

А сколько уже было построено спортивных сооружений по всей стране…

Но в том то и дело, что президент интересуется той или иной новостройкой только до момента ее торжественного открытия. А дальнейшая судьба объекта: окупается ли он, поддерживается ли в рабочем состоянии и вообще, используется ли по назначению, руководителя страны мало заботит.

А ведь спорт это не только стадионы, ледовые дворцы и принудительно-массовые велопробеги. Спорт — это прежде всего специалисты, инфраструктура, профессионально разработанные программы поддержки и развития и, разумеется, финансирование всего этого.

В настоящее время тренеры, работающие с детьми получают в месяц от 600 до 800 манат ($210-$280). Они вынуждены собирать с родителей детей-спортсменов деньги на форму и инвентарь. Взрослые спортсмены сами собирают деньги для поездок на соревнования.

Стадионы так же содержатся за счет любителей спорта. Например, бывший стадион «Локомотив», расположен возле железнодорожного вокзала Ашхабада, где тренируются молодые футболисты молодежной и юношеской сборных команд Туркменистана содержится за счет футболистов и тренеров. Администрация стадиона регулярно собирает с них деньги для приведения футбольного поля в порядок (очистка от старого покрытия, боронование, сев новой травы), покраска заборов и ограждений, приведение в порядок трибун и т.д.

Все спортивные организации зарегистрированы, как самостоятельные общественные некоммерческие объединения, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Т.е. они сами должны искать средства на свое существование. Государство фактически сняло с себя ответственность за их финансирование, изредка подкидывая им мизерные средства, выделяемые по остаточному принципу. Но даже эти средства по большей части разворовываются чиновниками, через чьи руки проходят.

Массовые физкультурные движения тоже носят показательно-формальный характер. Это либо хождения по тропе здоровья, в сопровождении телевизионных операторов, либо велопробеги во главе с президентом. Но происходят такие мероприятия 3-4 раза в год и никак не влияют на популяризацию здорового образа жизни.

Состояние физкультуры и спорта в стране — это отражение всей социальной политики, проводимой властями Туркменистана: Эффект (в виде дорогостоящих объектов) видим, а эффективности (в виде спортивных достижений и здоровья населения) — ноль.

Изменить ситуацию можно, если меньше денег будет тратиться на строительство новых дорогостоящих стадионов, а больше — непосредственно на поддержку и развитие физической культуры и спорта.