Константин Бондаренко: Таджикистан в целом нельзя отнести к странам со свободной экономикой

В Таджикистане система принятия решений полностью централизована, а инициатива реформ исходит «сверху», то есть, изменения происходят только при появлении соответствующей политической воли.
Константин Бондаренко, председатель правления «Центра свободного рынка Таджикистана» ответил на вопросы «Озодагон».

- Как Вы думаете, стала ли экономика Таджикистана более свободной в 2013 году?

- Несмотря на некоторые отдельные знаковые события, в первую очередь вступление Таджикистана в ВТО, нельзя сказать за 2013 год экономика страны стала более свободной. Уходящий год не был таким «прорывным», как, к примеру — 2009 год, в котором был проведен целый ряд важных реформ – таких, как введение нового порядка регистрации субъектов предпринимательства, снижение ставок по некоторым видам налогов и др.

К сожалению, Таджикистан в целом нельзя отнести к странам со свободной экономикой. Это подтверждает факт, что наша страна в 2013 году была впервые включена в популярный рейтинг Economic Freedom of the World (Экономическая свобода в мире) и заняла лишь 128-ю строчку из 151 страны, оказавшись в числе четверти наименее свободных экономик мира.

Обычно для измерения показателя экономической свободы используются индикаторы в пяти различных областях: (1) размер государственных расходов и налогообложение, (2) правовая структура и гарантии прав собственности, (3) доступ к надежным деньгам, (4) свобода торговли на международном уровне, и (5) регулирование кредита, труда и бизнеса.

Лишь в сфере международной торговли сейчас можно наблюдать некоторые реформы. Это в первую очередь реформа, проводимая таможенной службой в части упрощения процедур экспортно-импортных операций. В таможне внедряется принцип «Единого окна», а также система электронного оформления документов для импорта-экспорта, что, несомненно, должно улучшить показатели Таджикистана в части свободы международной торговли.

Одним из главных разочарований года стал новый Налоговый кодекс, который полностью не оправдал ожиданий предпринимателей и привел к увеличению налогового бремени. Была некая имитация реформы, когда формально число налогов сократилось, однако кроме единственного реально упраздненного — налога с розничных продаж, все остальные налоги под другими названиями или в виде специальных налоговых режимов, сохранились.

Ставки же некоторых налогов, напротив, возросли – в первую очередь для сектора малого бизнеса (ставка налога по упрощенной системе возросла с 4 до 6% с валового дохода, исключение только для производственных предприятий – они облагаются по ставке 5%). Проблема сложного и противоречивого налогового администрирования также в значительной мере не была решена.
Поэтому воздействие нового Налогового Кодекса на экономическое развитие Таджикистана в долгосрочной перспективе будет иметь негативное влияние, в особенности для некоторых отдельных отраслей, таких как телекоммуникации, транспорт и промышленность.

Отрицательное влияние налогового бремени и других внутренних проблем бизнес-среды будет сказываться на совокупной производительности национальной экономики, которая и так развивается преимущественно экстенсивно, то есть экономика растет только за счет увеличения вовлеченности ресурсов. Основными стимулами роста экономики Таджикистана в последние годы были большие объемы денежных переводов трудовых мигрантов и государственные инвестиции, финансируемые в основном за счет привлечения кредитов и ведущие к росту государственного долга.

Также ощущается нехватка капитала для модернизации экономики, а финансовый рынок в Таджикистане недостаточно развит, его основные финансовые инструменты и механизмы сосредоточены в банковской системе, не функционирует вторичный рынок ценных бумаг.

Такая ситуация несет в себе потенциальные риски для экономики, т.к. внутренние источники экономического роста очень слабые, объемы частных инвестиций почти нулевые и к сожалению, в 2013 году никаких перемен не произошло, и в ближайшем будущем скорее всего не произойдет.

- Удалось ли привлечь инвестиции в таджикскую экономику?

- Конечно, есть отдельные прецеденты, но в целом объемы прямых иностранных инвестиций, а также внутренних частных инвестиций находятся на очень низком уровне и не являются двигателями экономического роста.
Росту инвестиций препятствует много факторов, это и общее состояние бизнес среды и отсутствие качественной информации о рисках инвестиций.

- Решена ли проблема рейдерства в стране, когда лица, связанные с властью, захватывают предприятия?

- Не вижу никаких позитивных тенденций в этом направлении. Несмотря на существования достаточно неплохого законодательства, люди, имеющие административный ресурс и на практике мало чем ограниченные полномочия, грубо попирают права собственности, стремятся обеспечить бизнесом своих родственников и способствуют их доминированию на рынке.

Пока в Таджикистане судебная власть имеет огромную зависимость от исполнительной власти, причем на всех уровнях, улучшений в данной сфере ждать не приходится.

- Созданы ли в стране равные условия для всех субъектов бизнеса, независимо от формы собственности и личности владельцев?

- Формально, законодательство, в том числе и налоговое сейчас имеет меньше дискриминационных норм, чем раньше. Это не в последнюю очередь это связано со вступлением Таджикистана в ВТО и проводящейся гармонизации законодательства.

На практике же рано говорить о равных условиях для всех субъектов бизнеса. В Таджикистане существует достаточно большой набор практик и инструментов, искажающих равную конкуренцию. Это и политика в отношении крупных государственных предприятий, потребляющих ресурсы по ценам ниже рыночных и такие инструменты как налоговые льготы, к примеру.

Наделение отдельных предприятий льготами имеет искажающее влияние на работу рыночного механизма и является антиконкурентным по отношению ко всем остальным предприятиям, которые таких льгот не получают. Ведь льготы по определению достаются ограниченному числу предприятий, значит, они получают некую фору, преимущество, перед другими субъектами предпринимательства и не факт, что именно эти, «избранные» предприятия являются локомотивами экономики, так как по сути четких критериев для их выбора нет. Таким образом, намерение поддержать одни, пусть даже условно «важные» предприятия, это почти всегда в ущерб другим.

Равные условия для бизнеса, необходимы, в первую очередь для создания здоровой конкуренции. Вместо того, чтобы эти условия создавать, мы «тащим на горбу» льготников.

- Назовите три самые главные проблемы таджикской экономики

- Это в первую очередь защита прав собственности. Люди не вкладывают свой капитал в производство, они сосредотачивают активность на менее рискованных торговле и услугах, потому что нет никаких гарантий, что завтра кто-нибудь «не наложит на их бизнес свою лапу». Кроме того, есть проблемы с собственностью на землю. У нас земля формально находится в государственной собственности, хотя фактически является объектом купли-продажи, но из-за имеющихся проблем в этой области нет долгосрочных стимулов для инвестиций.

Вторая значительная проблема это бюджетная политика, отличающаяся низкой эффективностью и прозрачностью. Государственные расходы растут опережающими темпами по сравнению с ростом экономики, не давая заметного эффекта ни на модернизацию экономики, ни на повышение благосостояния населения.

И третья, это значительное присутствие государства в экономике в целом. Поддержание функционирования уже существующих неэффективных предприятий, таких как ГУП «Рохи охани Точик» (Железная дорога), Почта, «Таджик Эйр» и других, а также продолжение создания новых «ГУПов» и т.п. предприятий и таким образом, создание нового балласта.

Отдельного внимания заслуживают такие структуры как «Барки Точик» и ТАЛКО — источники так называемого квази-фискального бюджетного дефицита, решение проблем которых уже в скором времени потребует значительных бюджетных ресурсов. Государство также активно вмешивается в работу банковского сектора, результаты чего мы могли наблюдать по недавним проблемам Агроинвестбанка.
Ну и «по мелочи» — постоянные попытки на разных уровнях регулировать цены или как то иначе деструктивно воздействовать на работу рынка.

- Появились ли в стране новые рабочие места?

- Мы постоянно видим, что рабочие места создаются, вопрос только об их количестве. Число созданных рабочих мест незначительно по сравнению с общими масштабами рынка трудовых ресурсов и никак заметно не влияет на сокращение трудовой миграции. Кроме того, не стоит забывать, что из-за проблем бизнес-среды большое число рабочих мест было ликвидировано, в результате закрытия предприятий. Для того чтоб произошли какие-то качественные изменения, нужно чтобы среда поменялась в целом, а не просто создавались точечные проекты. Нужно чтобы возникали тысячи предприятий, причем негосударственных и без помощи государства.

- Как вы оцениваете деятельность главы министерства экономического развития и торговли Таджикистана Шарифа Рахимзода?

- В целом я считаю, что он достаточно грамотный и компетентный человек, а возглавляемое им министерство работает относительно более эффективно и открыто. Одним из достижений министерства является работа, проделанная для вступления Таджикистана в ВТО. Но не стоит воспринимать буквально, что от министерства экономического развития и торговли в целом зависит изменение экономической ситуации.

Влияние любого отдельного министерства ограничено, а минэкономики возможно даже более ограничено. Как показал пример с принятием того же Налогового кодекса, вовлечение других министерств и экспертов гражданского общества было скорее спектаклем, имитацией обсуждения, а главные решения принимались министерством финансов и налоговым комитетом, которые также в свою очередь стоят перед фактом – им надо обеспечивать сбор доходов, для финансирования растущих государственных расходов.

В Таджикистане система принятия решений полностью централизована, а инициатива реформ исходит «сверху», то есть, изменения происходят только при появлении соответствующей политической воли.

Главными элементами экономической свободы являются принципы личного выбора, добровольный обмен, свобода конкуренции и безопасность частной собственности. И сейчас, к сожалению, нельзя сказать, что экономическая система Таджикистана отвечает данным принципам. Между тем, как многочисленные исследования показывают, что люди, живущие в странах с высоким уровнем экономической свободы, могут наслаждаться более высоким уровнем благосостояния, имеют больше политических и гражданских свобод и даже большую продолжительность жизни.

Подготовила Маина Лоренц,
специально для «Озодагон»