Таджикские ученые планируют в ближайшем будущем создать в республике Демонстрационно-образовательный исследовательский комплекс, в котором намереваются проводить опыты в области нетрадиционной энергетики.
Как сообщил «АП» директор Государственного научного учреждения «Центр инновационного развития науки и новых технологий» Академии наук Таджикистана Мамадшо Илолов, демонстрационный комплекс, где будет установлена интегрированная электростанция, планируется создать в Ромитском ущелье, которое расположено в 30 километрах к востоку от столицы.
В частности, в предполагаемом комплексе будут установлены солнечные панели, ветровые станции, а также биогазогенерирующие установки. Там же, наряду с другими составляющими, будет установлена метеостанция, чтобы прогнозировать погоду и, соответственно, планировать выработку энергии на несколько месяцев вперед.
«У нашего Центра есть договоренность с руководством Академии наук относительно создания такого комплекса, также в курсе уже правительство республики, — сказал академик Илолов. — Есть у нас соглашение с нашими китайскими партнерами, работаем в этом направлении с европейскими коллегами. Наш центр является участником консорциума IncoNet CA, который является проектом Европейского союза по сотрудничеству со станами Центральной Азии. У наших европейских коллег очень большой опыт по использованию различных источников возобновляемой энергии».
Мамадшо Илолов считает, что Таджикистану необходимо как можно скорее приступить к комплексному изучению выработки, потребления и сбережения энергии на основе солнечной, ветровой, био- и геотермальных энергоресурсов.
«Запасы углеводородов в мире сильно ограничены, и не имеет смысла думать о том, что у человечества всегда будет энергия за счет этих ресурсов. Таджикистан не располагает большими запасами углеводородов, правда республика имеет огромные гидроэнергетические ресурсы. Однако, в связи с изменением климата год за годом истощаться наши ледники, которые являются основным источником воды наших рек. В связи с этим водность падает и очень скоро у нас могут возникнуть большие проблемы с гидроэнергетикой. Поэтому мы, как и весь мир, должны думать о других источниках возобновляемой энергии», — пояснил академик.
Он отметил, что в Таджикистане имеются различные возможности по привлечению нетрадиционной энергетики. «В Таджикистане в году примерно 300 солнечных дней, что является очень хорошим показателем, — подчеркнул ученый. — Мы можем рассчитывать на хорошие результаты, если будем вкладывать средства, исследовать, адаптировать к нашим условиям известные технологии, которые сегодня широко используются в мире в этой области. У нас высокогорная «многоэтажная» страна. Если, к примеру, Душанбе расположен на высоте 800 метров над уровнем море, то Хорог находится на высоте 2,1 тыс., а Мургаб – 3,6 тыс. метров. Как известно, на высотах воздух чистый, разряженный и для поступления лучистой энергии там меньше препятствий. Одним словом, у нас очень хорошие географические условия для получения солнечной энергии, и мы обязаны заниматься этим».
Также, по словам Мамадшо Илолова, в Таджикистане существуют хорошие возможности для получения ветровой энергии и геотермальной энергии. «У нас для небольшой страны очень большие запасы геотермальных вод, — отметил он. — В местечке Джелонди на Памире, например, на площадке 1 квадратный километр приходятся десять источников, которые имею от 60 градусов тепла до 83 градусов. И это на поверхности земли. Чем глубже, температура, соответственно, выше. Всё это нам надо использовать, и мы — научные организации обязаны дать общественности конкретные рекомендации, каким образом можно использовать геотермальные источники».
Кроме того, продолжил ученый, имеются в стране биогазогенерирующие источники. «В общем, — резюмировал он, — получить энергию в Таджикистане можно из многих возобновляющих источников. Нужно только работать в этом направлении».
В первую очередь, считает академик Илолов, необходимо выявить потенциал возобновляемых источников энергии в Таджикистане. «До сих пор у нас не проведено комплексного исследования по оценке потенциала. Существуют какие-то частные работы, но у нас пока нет серьезного, солидного кадастра возобновляемой энергии. И мы уже начинаем заниматься этим в сотрудничестве с министерством энергетики и водных ресурсов, а также министерством промышленности и новых технологий», — подчеркнул он.
Ученый отметил, что в плане финансирования проекта Центр, в первую очередь, полагается на китайских партнёров. «На днях мы побывали в городе Урумчи, где ознакомились с работами китайских коллег в области получения нетрадиционной энергии, — рассказал он. — В Урумчи нам показали город внутри города (Турфан), который будет полностью обеспечиваться за счет солнечной энергии и энергии земли. Там построили дома, в каждом из которых по 24 квартир. Одну сторону крышу этих домов вымостили солнечными панелями, а другая сторона заполнена водонагревательными установками. То есть, там идут серьезные и довольно успешные работы в этом направлении. Выполняя совместно с китайскими коллегами наш проект в Таджикистане, мы можем иметь финансирование со стороны местных властей СУАР и академических кругов Китая».
Кроме того, руководство Центра надеется на финансирование со стороны европейских партнёров.