В плену волшебных камней

Увидев на дороге камень, многие могут пнуть его ногой и пойти дальше, а чаще — просто не заметить. Но только не наш герой, который в каждом камне видит свое будущее  детище искусства. Гость VIPzone — художник Джамшед Джураев.

Редкое исключение

ДЖАМШЕД Джураев вырос в семье, где все занимаются благородной и важной профессией – медициной. Традиционно в семьях, где родители посвятили себя служению одному делу, дети, как правило, часто идут по их стопам, но наш герой –  исключение из этого правила. О выборе своей профессии Джамшед шутит, вспоминая известную поговорку: «В семье было три сына – два нормальных и один… художник», и отмечает, что он и есть этот один художник.

- С детства я любил рисовать и мечтал стать художником. Я был уверен, что через свои картины смогу рассказать о своем внутреннем мире, собственном видении всего, что окружает, впечатляет, вдохновляет, — признается Джамшед.

У него несколько образований. Вначале он окончил художественную школу, потом — художественное училище им. Олимова, затем — Московский художественный институт. В 15 лет ему посчастливилось познакомиться с народным художником СССР Левковичем, известным своими картинами из камней.

- Эта встреча стала для меня судьбоносной, она сыграла важную роль в моем последующем творчестве. Ни о чем другом, кроме как о работе над картинами из камней, я больше и думать не мог, — признается Джамшед. — Когда я погружаюсь в мир камней, и бывает, что на это у меня уходят почти сутки, я просто отключаюсь от реального мира. Камни – мое любимое дело, это мой бизнес, моя удовлетворенность от проделанной работы.«Охота» за камнями

РАБОТА художника, создающего свои картины из камней, состоит из нескольких этапов: вначале тщательный поиск необходимого материала, ведь, чтобы подобрать нужные оттенки в рисунке, необходимо перебрать множество образцов. Джамшед и его друзья, коллеги-единомышленники, выходят на «охоту» за камнями.

- Ванч и Дарвоз — это своего рода «Клондайк», где в огромном количестве можно встретить всевозможные поделочные и полудрагоценные камни. Сколько там оттенков, сколько рисунков таят в себе эти каменные наросты (по-научному – сталактиты) в ущельях и на скалах! – с восхищением говорит Джамшед об этих местах, где обычно художники ищут «сырье» для своих будущих произведений. – Мы, как правило, собираем горы камней. Собрали столько, что художникам на несколько жизней хватит. Каждый камень, как и многое другое на земле, не имеет повторения. Разрезая его с разных сторон на пласты,  мы видим совершенно разные рисунки и цвета. Многие минералы при разрезе представляют собой уже законченное нерукотворное творение. Ну как тут не соприкоснуться с волшебством природы?

«Непыльная» работа

НЕСМОТРЯ на развитие технологий, многие операции по обработке камня и созданию картин все равно выполняются вручную. Стоит отметить, что в цехе процесс обработки камней происходит с помощью обычного электрорежущего устройства. Не особо заумный станок состоит из обычного моторчика и камнережущего диска. Можно представить, какая, примерно, может быть пыль в обрабатывающем камни цеху. Но нельзя недооценивать художника.

- Наша работа не представляется возможной без воды. Камни постоянно промываются, опрыскиваются, чтобы можно было увидеть их природный цвет. Соответственно, о пыли «столбом», как представляет ваше воображение, здесь речи быть не может! Конечно, «непыльная» работа возможна лишь на монаршем троне, но не в производственном цехе. Хотя наше рабочее место – это, скорее, мастерская, но не цех, — тоном, призывающим к уважению творческого труда, рассказывает художник.

С величайшей кропотливостью, придавая каменным заготовкам нужную форму и фактуру, художники трудятся над созданием своих работ. Но данному процессу предшествует другой, не менее сложный период определения цветов, необходимых для создания картин.

- Сначала образец (картина, иллюстрация, фотография, миниатюра) увеличивается, если это требуется, до нужных размеров. Потом выделяются цвета, которые необходимо будет найти из каменного сырья. Затем образец с нанесенным на него контуром — распределением цветовой гаммы — переносится на кальку, а с кальки через копирку — на заготовленные пластины. И вот уже фигурки, чем-то напоминающие пазлы, вручную вырезаются из каменных пластин, — рассказал Джамшед о поэтапной работе по созданию картин из камня.

Не менее сложна и финальная часть, когда из разрозненных частей, форм на подложке создается великолепное единое целое. Картина собирается чрезвычайно плотно — формочка к формочке, частичка к частичке. Когда собранная картина готова, на нее приклеивают твердую основу (обычно это фанера) и переворачивают. У картины, после шлифовки и полировки доведенной до зеркального блеска, наощупь не чувствуется ни один шов, стык, словно изготовлена она из сплошного материала или покрыта тонким стеклом. Произведение из камней – это потрясающее по своей красоте творение!Мечты сбываются

ВСЮ свою сознательную жизнь Джамшед лелеял в душе надежду, что когда-нибудь поедет во Флоренцию — уж так его пленяло уникальное искусство флорентийской мозаики. И вот два года назад он осуществил свою мечту: оказался в городе своих грез, окунулся в волшебный мир, где еще сохранилось торжество гармонии из камня. Художник самозабвенно рассказывает о тех произведениях прославленных мастеров флорентийской мозаики, которые ему посчастливилось увидеть.

- Перед поездкой на родину флорентийской мозаики  я почему-то был уверен, что в своей области  уже достаточно много знаю и умею. Приехав во Флоренцию и увидев творения мастеров, которые из поколения в поколение, на протяжении нескольких столетий  живут в мире мозаики, понял одно: я должен был сюда приехать, увидеть эти уникальные произведения искусства, надышаться этим необыкновенным воздухом и впитать в себя энергию, излучаемую каждым камешком на великолепных мозаичных полотнах. Я увидел стол в два метра, который создавался мастерами на протяжении 30 лет! Это безупречная работа, абсолютный шедевр! – не скрывая восхищения, делится впечатлениями художник.

Мозаика в «Кохи Навруз»

В ПОСЛЕДНИЕ годы у мастера нет отбоя от заказчиков: ведь его работы пользуются  большим спросом. Немалая их часть даже разъехалась по миру, а одна из его  любимых картин находится в  музее Худжанда. Но самая большая и важная по своему значению работа Джамшеда Джураева и его коллег запечатлена в мозаичном оформлении одного из залов столичного комплекса «Кохи Навруз».

Всех, кому посчастливилось побывать в «Кохи Навруз», открывшемся в сентябре этого года во время работы саммита ШОС, впечатлило великолепие самого здания, в плане как строительства, так и отделочных работ. В работе многих мастеров, которые создавали всю эту роскошь, значимая часть принадлежит Джураеву, его  коллегам и последователям  во главе с художественным руководителем творческой группы Рустамом Маджидовым. Панно на основе миниатюры, выполненное в технике флорентийской мозаики, размером 6х3 и другие картины создавались на протяжении почти трех лет. Мозаичных дел мастер Джамшед Джураев, обладающий удивительной способностью создавать художественные произведения из камня, таким способом выражает свою любовь и трепетное отношение как к природе, так и к искусству в целом.

- Конечно же, это искусство требует от создателя колоссального терпения. Однако, даже обладая безмерным терпением, без любви и преданности своему делу вряд ли можно создать красоту, — считает художник Джураев. — Многие молодые, изъявившие желание заняться каменной мозаикой, при первом же соприкосновении с работой теряют интерес и уходят. Поэтому первое, что начинающий художник должен сделать, — это войти в мир самоцветов, прочувствовать их структуру, увидеть в непривлекательном, казалось бы, слоистом минерале фрагмент своего будущего творения. Ведь мозаика из натурального камня – это красота, запечатленная на века. Богатство природных оттенков камней, яркость и сочность тонов позволяют создавать необычайные по красоте и эмоциональному воздействию произведения, которым не страшно течение времени и различные климатические условия. «Краски»-камни не выцветают, не осыпаются и не тускнеют. Главное, чтобы цветовая гамма соответствовала замыслу художника. Все срезы камней индивидуальны и неповторимы. Также уникальна и каждая картина. Поэтому художники каменной мозаики лишены главной беды творческих людей – пиратских копий. И чем разнообразнее окраска и природный рисунок материала, тем богаче становится картина.

- Это то, к чему стремится каждый творец, — завершает беседу мастер Джамшед.