Индекс экономического настроения в пессимизме

Распечатать

Индекс экономического настроения ВШЭ в результате снижения на 4.5 пункта достиг 93.1. Пятый квартал подряд значение индикатора остается ниже своего среднего долгосрочного уровня. Такую траекторию можно интерпретировать как устойчивое усиление пессимизма.

• Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) снизился на 4.5 пункта до рекордно низкой за последние пять лет величины 93,1; экономические настроения предпринимателей и потребителей значительно ухудшились

• Промышленность: индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в декабре 2014 г. сохранил значение предыдущего месяца (–3%); продолжение стагнации в отрасли

• Строительство: ИПУ не изменился относительно предыдущего квартала, оставшись на отметке (-6%); отрасль продолжает функционировать в зоне неблагоприятной конъюнктуры

• Розничная торговля: ИПУ снизился на 3 п. п. до +1% – самого низкого значения за последние пять лет; достаточно резкое ухудшение делового климата, особенно в продуктовом сегменте

• Сфера услуг: ИПУ продолжил снижение и достиг минимального значения за три года проведения обследований (-4%); выраженное замедление деловой активности

• Индекс потребительской уверенности: упал на 11 п. п. до самого низкого за последние пять лет значения (-18%); резкое ухудшение совокупных потребительских настроений населения Индекс экономического настроения (Индекс ВШЭ)

В IV квартале 2014 г. Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) в результате снижения на 4.5 пункта достиг величины 93.1, при этом уже пятый квартал подряд значение индикатора остается ниже своего среднего долгосрочного уровня (100). Такую траекторию ИЭН ВШЭ можно интерпретировать как устойчивое усиление пессимизма в совокупных экономических настроениях предпринимателей и потребителей, особенно ярко выраженное в конце 2014 года.

Характерно, что во второй половине 2014 года движущей силой негативной динамики ИЭН ВШЭ послужили его «потребительские» составляющие , которые прежде являлись драйверами роста экономики. Наиболее масштабное падение продемонстрировал индекс потребительской уверенности, который снизился относительно предыдущего квартала на 11 п. п. до отметки (-18%). Более низкие значения индикатора имели место только в острый период кризисов 1998 и 2008-2009 г. г., но даже тогда не наблюдалось такого резкого одномоментного ухудшения настроений потребителей.

Резкое падение курса национальной валюты и сокращение объема импорта в результате ответных санкций оказали определенную поддержку обрабатывающей промышленности, способствуя росту конкурентоспособности российских товаров и создавая предпосылки для развития импортозамещения.

Строительству при отсутствии ярко выраженных мега и инфраструктурных проектов удалось избежать глубокого спада благодаря государственным капитальным вложениям и продолжавшемуся почти весь год буму продаж жилья, в покупке которого население видело способ застраховаться от переноса ослабления рубля на инфляцию.

В то же время потребительский сектор пострадал сильнее всего. Продовольственный ритейл и особенно организации сферы услуг, продукцию которых невозможно приобрести впрок, могут опираться только на потребительский спрос, фундаментом которого является уверенность потребителей в будущем и стабильный рост доходов.

Однако реальные располагаемые денежные доходы населения к концу 2014 г. перешли отрицательную зону. Потребители вынуждены минимизировать затраты и по возможности тратить доходы на создание личных «подушек безопасности». В них может входить приобретение жилья или товаров длительного пользования, что было ярко продемонстрировано домашними хозяйствами в виде ажиотажного спроса в конце прошлого года, а также долларизация накоплений. В то же время сберегательная стратегия предполагает поиск более дешевых альтернатив среди продуктов питания и ограничение пользования необязательными услугами.

В результате сфера услуг и розничная торговля, которые последние годы поддерживали рост российской экономики, не давая ей скатиться в рецессию и компенсируя отсутствие акцентированной позитивной динамики в промышленности и строительстве, окончательно потеряли статус драйверов роста.