Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко
Россия официально не признала самопровозглашенные республики на юго-востоке Украины. Тем не менее на площадке верхней палаты работает комитет, координирующий доставку гуманитарной помощи жителям Донбасса и непосредственно властям самопровозглашенных республик. В комитет входят российские парламентарии, представители ДНР и ЛНР и руководители благотворительных фондов и организаций, поставляющих продовольствие и медикаменты. Некоторые переправляют также добровольцев и военное обмундирование. Работа комитета не что иное, как косвенная поддержка ополченцев, считает эксперт.
По предложению Матвиенко
В середине июня председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании временной комиссии по мониторингу ситуации на Украине заявила, что в Донецкой и Луганской областях Украины «началась настоящая гуманитарная катастрофа». Матвиенко предложила «объединить все общественные силы», создав комитет общественной поддержки юго-востока Украины. Спикер Совфеда подчеркнула, что это отвечает «настроениям и требованиям гражданского общества России».
Задачей комитета Матвиенко назвала координацию доставки гуманитарной помощи юго-восточным регионам Украины. Возглавил новый комитет сенатор Николай Рыжков, своими заместителями он назначил сенатора Владимира Джабарова и члена Общественной палаты (ОП) Веронику Крашенинникову.
В комитет входят около десятка сенаторов, несколько депутатов Госдумы, представители Минобрнауки, МЧС, члены Общественной палаты, консультанты комитетов Совфеда и управлений президента, волонтеры и около десятка общественных организаций — и известных («ОПОРА России», «Союз добровольцев России»), и малоизвестных. В числе последних — Фонд землячества Донбасса.
Несмотря на то что на первом заседании комитета Джабаров провозгласил, что комитет будет вне политики, в него вошли спикер парламента самопровозглашенной Новороссии Олег Царев, представители самопровозглашенной Луганской народной республики (ЛНР) и премьер-министр самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Александр Бородай. Последний заявил, что «народ Донбасса хочет жить в России».
В разговоре с РБК Джабаров подчеркнул, что комитет не структура Совфеда, а «просто существует на его площадке» как общественная инициатива без фиксированного членства. Сам комитет, в который входит около сорока членов, не занимается сбором помощи, а только координирует деятельность входящих в него организаций, а также сбор помощи по регионам России, объяснил РБК руководитель комитета Рыжков.
Представитель ДНР в Москве Андрей Родкин в разговоре с РБК подчеркнул, что комитет занимается «только координацией доставки гуманитарной помощи» и что о снабжении ополченцев речи не идет.
Главный поставщик — бывший кондитер
Одно из главных действующих лиц в комитете — это председатель Фонда землячества Донбасса Александр Ферберт. Ему руководство комитета поручило координировать доставку медикаментов на Украину, несмотря на то что опыт благотворительной деятельности у Ферберта совсем небольшой.
Последние десять лет Ферберт был директором кондитерской фабрики «Красная заря». Полгода назад у предприятия сменился собственник и началась смена руководства. «Как раз в это время начались события на Украине. Постепенно они переросли в конфликт на юго-востоке, а я тогда уходил с предприятия. Все сложилось одно к одному, я ушел в свой фонд», — рассказывает Ферберт.
Наполовину немец, сам он родился в Донецкой области, учился в Киеве, потом переехал в Россию, служил в ВДВ, начал заниматься бизнесом. Когда в юго-восточных регионах Украины начались боевые действия, его больная диабетом мать, живущая в одном из райцентров в Донецкой области, попросила сына помочь ей достать инсулин, купить который стало негде.
«В какой‑то момент объем помощи, который меня просили оказать родственники и земляки, стал слишком велик для физического лица. Поэтому я основал фонд около двух месяцев назад, зарегистрировал его в Минюсте», — говорит Ферберт. В пресс-службе Минюста, однако, РБК сообщили, что по состоянию на 6 августа 2014 года сведения о Фонде землячества Донбасса в ведомственном реестре НКО отсутствуют. Хотя устав фонда (есть у РБК) проштампован печатью Минюста и подписан руководителем департамента по делам некоммерческих организаций Владимиром Титовым.
Как рассказывает Ферберт, в комитет при Совфеде его пригласил по телефону помощник сенатора Джабарова. «Мы на берегу договорились, что будем вне политики, иначе будут проблемы с доставкой гуманитарной помощи. С руководством ДНР и ЛНР фонд не заключал никаких соглашений. Для меня это площадка, на которой есть возможность общаться с чиновниками всех министерств: Минпромторг, Минздрав, МЧС, ФМС. Мы консультируемся друг с другом, где достать те или иные необходимые товары, как их доставить и т.п.», — объясняет Ферберт.
Условия сбора помощи
Фонд землячества Донбасса не собирает деньги и вещи на улице. По словам Ферберта, средства на покупку помощи перечисляют фонду на расчетный счет предприятия и физлица. Пока удалось собрать более 2,5 млн руб., но фонд предпочитает принимать вещи. За последний месяц фонд перевез около 300 т гуманитарной помощи. «Мы охватываем весь спектр гуманитарной помощи. Это продукты, лекарства, медицинское оборудование, предметы личной гигиены, фильтры для воды», — говорит Ферберт.
В Донецке и Луганске, по словам председателя фонда, работают более десятка волонтеров фонда — местных жителей. Они собирают заявки от больниц, детских домов, детских садов, домов инвалидов и просто нуждающихся. Фонд принимает заявки, собирает необходимое и доставляет на склады в Ростове-на-Дону. Пользуясь своими знакомствами, Ферберт организует транспортировку на Украину. «Мы находим на Украине транспорт, ведь с украинскими номерами вернуться проще, он заезжает на территорию России. Здесь мы упаковываем машины, пломбируем, оформляем. Если есть пограничники, они оформляют груз, у него есть все документы. После проверки машина едет по адресу заявки», — объясняет схему Ферберт.
Один из региональных координаторов Фонда землячества Донбасса, пожелавший остаться неизвестным, рассказал РБК, что вместе с гуманитарной помощью он отправляет на Украину добровольцев. «От добровольцев, поехавших туда воевать, нам тоже приходят запросы, и мы им высылаем все, что нужно в полевых условиях, кроме амуниции. Это ребята со всей России — из Воронежа, Новосибирска и т.д. Они ездят туда с гуманитарной помощью и остаются там. В гарнизонах они узнают, что нужно, и сообщают нам. Наш пересылочный пункт находится в Белгороде», — рассказал координатор.
Ферберт отрицает, что его фонд направляет на Украину добровольцев. «Мы этим не занимаемся и заниматься не будем», — уверяет он.
Другие помощники
С комитетом при Совфеде взаимодействуют также Союз добровольцев России, реестровое казачье объединение «Всевеликое войско Донское» и гуманитарный проект КПРФ «Красная Москва — Патриотический фронт помощи Донбассу».
Союзом добровольцев России руководит бывший член «Молодой гвардии Единой России», а сейчас член президентского Совета по правам человека Яна Лантратова. По ее словам, у ее организации подписано «соглашение с парламентом Новороссии». При помощи его спикера Олега Царева, в недавнем прошлом депутата Верховной рады, добровольцам удалось передать уже около 180 т гуманитарной помощи. Непосредственно в Новороссию грузы отвозят представители ДНР, приезжающие на своих газелях на территорию России, а именно на склад в Ростовской области, рассказывает Лантратова. Она подчеркивает, что ее организация помогает и беженцам в России, и жителям Украины.
«Красная Москва» под руководством депутата Госдумы Валерия Рашкина собирает гуманитарную помощь в палатках, расставленных по Москве. В списках необходимого на сайте проекта помимо прочего указаны предметы снаряжения и военного обмундирования. «Мужская камуфляжная одежда (48–54 размеры), ремни поясные, кепки тактические, плащ-палатки, обувь армейского образца (41–45 размеры), каски кевларовые типа 6Б26, бронежилеты, разгрузки, рации с гарнитурами одноканальные и двухканальные». По словам депутата Рашкина, это предметы двойного назначения и кроме ополченцев нужны тем, кто «пытается вырваться из‑под обстрелов фашиствующей хунты». Рашкин рассказал, что транспортировка осуществляется через особые места на границе и передается представителям ДНР и ЛНР. Комментировать взаимоотношения с пограничниками и таможней он отказался.
«Всевеликое войско Донское» (ВВД) сотрудничает с реестровым «Центральным казачьим войском» (ЦКВ). Вместе организации, как сообщил РБК атаман ЦКВ Валерий Налимов, отправили на Украину около 300 т гуманитарной помощи. На сайте ВВД атаман войска Николай Козицын приказывает атаманам и казакам «встать на защиту своих братьев по крови» и ехать воевать на юго-восток Украины. Представитель войска в Совфеде Павел Рудометов сказал, что Козицын находится на Украине «в личном качестве».
Аналитик Центра политтехнологий Татьяна Становая уверена, что деятельность комитета при Совфеде — это «поддержка сепаратистов». По ее словам, в Кремле изначально задумывали создать на Украине очаг напряженности, который многие годы будет головной болью Украины и подвесит ее евроатлантическую интеграцию. Деятельность комитета укладывается в этот проект, говорит Становая. «При этом официально постулируется, что речь идет о внутриукраинском конфликте, пострадавшим жителям помогает Россия как нейтральная сторона. Но это попытка поддержать пророссийские силы на Украине и один из инструментов влияния на конфликт», — отмечает политолог. Она добавляет, что бояться члены комитета могут только санкций, которые теперь «стали атрибутом патриотизма».
Фарида Рустамова