Ничто так не отображает жизнь народа, как кино. Незавидный образ малограмотного таджика был создан именно в советские годы… Почему так сложилось?
На тему рассуждает член Союза архитекторов Таджикистана и просто гражданин нашей республики Олим КУРБАНОВ.
ПРОШЛО более пяти лет с тех пор, как с громким успехом прошли нашумевшие сериалы российской кинокомедии «Наша Russia», повествующие в основном о «трудовой деятельности» в Москве малограмотных выходцев из Таджикистана Джамшуда и Равшана. Фильм получился смешным. Однако после его просмотра с горечью приходилось сознавать, что смеются-то над нами. Имя Джамшуд стало нарицательным.
Возникает вопрос. Почему на главные роли из сотни национальностей и народностей, проживающих на постсоветском пространстве, были выбраны именно выходцы из Таджикистана? Почему в России образ таджика связывают с неграмотным дворником, грузчиком или другой непрофессиональной рабочей силой? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо углубиться в недалёкую историю.
Ничто так не отображает жизнь народа, как кино. Большинство людей, не имея возможности побывать в той или иной стране, имеют представление о ней по тем фильмам, которые показывает эта страна, или же по тому, как её преподносят другие. История таджикского кино началась в советский период и во многом зависела от идеологических стандартов и воли тогдашних руководителей республики.
Создаваемые фильмы о становлении советской власти в Таджикистане, борьбе с басмачеством, колхозном строительстве и другие отражали происходившие события, но съемки фильмов зачастую происходили на фоне всеобщей бедности, убогости, а иногда и нищеты. Наездник на ишаке, одетый в полосатый чапан, стал чуть ли не постоянным атрибутом таджикского кино. Через многие фильмы проходит идеологический стержень соцреализма — советская власть вывела наш народ из мракобесия, сделала нас людьми, обучила грамоте и культуре.
Но незавидный образ малограмотного таджика был создан именно в те годы. Даже сейчас многие таджикские режиссеры предпочитают снимать свои фильмы в кишлаках, мотивируя это тем, что современная городская жизнь как бы не характерна для Таджикистана.
Если рассмотреть фильмы советского периода, скажем, Узбекистана или Казахстана, то вспоминаются фильмы об известных просветителях древних времен и современности. Действия происходят на фоне старинных городов, исторических ансамблей, красивых интерьеров жилых и общественных зданий. Грузинский кинематограф показал самобытную культуру и создал образ гордого народа, всегда способного постоять за себя. Образы русских царей и великих полководцев, одерживающих победы в многочисленных войнах, призваны были воспитывать в людях чувство патриотизма и гордости за свой народ.
Но почему советские режиссеры так мало обращали внимания на нашу богатую культуру, древнюю историю и великих предшественников?
Ведь, например, появление в 70-е годы в советском прокате трилогии Б.Кимягарова «Сказание о Рустаме», «Рустам и Сухроб» и «Сказание о Сиявуше» было сравнимо с эффектом разорвавшейся бомбы. Фильмы имели огромный успех, и многие зрители впервые узнали не только о древней таджикской истории, но и о самом существовании таджиков. В 60-е годы вышла лента «Судьба поэта», потом картина «Я встретил девушку». Но, к сожалению, таких фильмов единицы.
Но было бы несправедливым обвинить в создании негативного имиджа таджиков только отечественных кинематографистов, т.к. имидж создается не только из образов прошлого, а в большей части из настоящего.
Мы такие, какие мы есть…
С ОБРЕТЕНИЕМ республикой независимости и сменой социально-экономических формаций произошло и значительное расслоение общества. Гражданская война и её последствия негативно повлияли в первую очередь на экономику страны. Низкие заработные платы, инфляция и отсутствие рабочих мест на селе породили такое социальное явление, как трудовая миграция. Большие потоки людей в поисках лучшей доли выехали из страны, в основном в Россию.
Вот тут-то и оказалось, что абсолютное большинство наших соотечественников не подготовлены ни в языковой, ни в юридической, ни в профессиональной сфере. Незнание русской культуры, языка, местных обычаев и традиций создают преграды между ними и обществом. Нередко наших мигрантов узнают по неряшливому виду и неадекватному поведению. Все эти факторы повлияли на то, что наши мигранты заняли cамое низкое положение на социальной лестнице.
Разобщенность, низкий профессиональный и духовный уровень, незнание правовых норм и законов приводят к тому, что именно наши мигранты становятся предметом нападок как со стороны местных экстремистов, так и со стороны некоторых политических деятелей России.
Как же так получилось, что нация, подарившая миру великих Авиценну, Фирдоуси, Рудаки, Омара Хайяма и других, чьими произведениями и сейчас восторгается мир, сегодня стала нацией Джамшудов и Равшанов?
Как изменить ситуацию к лучшему?
Нужна серьезная идеологическая работа
ПОЧЕМУ наше государство не делает презентации нашей страны в России, как это делают многие другие государства, устраивая фестивали, рекламные компании, презентации, фото- и художественные выставки? Почему бы не начать создание и широкий прокат за рубежом фильмов о наших героях прошлых столетий и современности? Если нет средств, то можно ведь создавать совместные фильмы с зарубежными кинокомпаниями. Нередко Голливуд и различные крупные продюсерские компании обращают свои взоры на наших предшественников, создавая такие фильмы, как «Хранитель: Легенда об Омаре Хайяме», «Лекарь: Ученик Авиценны» и другие.
В городах и районах должны создаваться центры по подготовке мигрантов. Там они могли бы скажем в течение 2 месяцев не только повышать свои профессиональные знания, но и изучить основы русского языка, культуры, обычаев, этики, а также права и обязанности мигрантов в соответствии с российским законодательством. В организации таких центров могло бы оказать содействие и посольство России в Таджикистане, т.к. подготовка кадров служит интересам обоих государств.
Я вполне понимаю действия нашего президента, постепенно меняющего облик не только столицы, но и других городов и районов Таджикистана. Строительство Дворца нации, самого высокого флагштока в мире, новых парков и т.д. – не для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции, а чтобы поднять национальное самосознание, привить любовь к Родине, поднять престиж нашего государства, прежде всего в глазах собственного народа. И это уже даёт плоды. Например, нередко можно встретить автомобили, украшенные национальным флагом. Всё это вопросы идеологии, но один человек, даже будучи президентом страны, не в состоянии охватить все вопросы.
Необходимо создание в правительстве органа, который бы формировал, координировал и проводил в жизнь идеологическую работу. В соответствии с существующей структурой власти можно было бы ввести в правительство должность госсоветника по идеологии. В правительстве эту должность должен занимать не чиновник-карьерист, ловко сменяющий одно кресло на другое, а уважаемый в обществе человек, беззаветно любящий свою Родину. При нем должен быть действующий Совет, куда входили бы яркие представители искусства, политики, науки, образования, производства и всех тех сфер, которые образуют нашу повседневную жизнь.
Идеологическая работа прежде всего должна проводиться через телевидение и кино, т.к., к сожалению, не все читают книги и газеты, но все смотрят телевидение и кино. В.И.Ленин в своё время отметил, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Вождь мирового пролетариата осознавал, что кино является мощнейшим идеологическим инструментом воздействия на массы. Если рассмотреть тематику фильмов великих держав, то почти все они несут идеологический заряд. На экранах показывают мужественных героев, спасающих как свою страну, так и весь мир. Авторы, таким образом, представляют всем величие своей страны, воспитывают в людях патриотизм, чувства любви, уважения и гордости за свой народ. Так и хочется подражать этим героям…
Мне кажется, что наше телевидение необходимо сделать более содержательным и привлекательным. В настоящее время на ЦТ большое эфирное время занимают многочисленные концерты… Было бы лучше, если бы уделяли больше внимания программам познавательного, воспитательного и патриотического характера.
Фотовыставки, организуемые в других странах, так же как и выставки работ современных художников, должны показывать не только природные ландшафты, но и должны показать прежде всего позитивные преобразования, произошедшие за последние 20 лет в республике, показать созидательный труд тысяч таджиков.
Придется серьезно потрудиться, чтобы заменить те ассоциации, которые возникают у людей при слове «Таджикистан», на другие, более реально отражающие действительность.
Как мы видим, образ Джамшуда был рожден в прошлом, взращен настоящим, и наша задача — чтобы этого образа не было в будущем.