Самолет авиакомпании Alitalia
Авиакомпании Etihad Airways и Alitalia объявили о согласовании условий сделки, в результате которой компания из Объединенных Арабских Эмиратов станет крупнейшим акционером итальянского авиаперевозчика. После завершения сделки Etihad Airways получит 49,9% акций Alitalia.
Финансовые условия сделки не раскрываются. Однако в совместном сообщении авиакомпаний отмечается, что стороны намерены завершить ее в максимально сжатые сроки.
«Инвестиция в акционерный капитал Alitalia не только будет выгодной для обеих авиакомпаний, но и, что даже более важно, даст возможность предоставить более широкий выбор для бизнесменов и туристов, путешествующих в Италию и из нее», — сообщил президент Etihad Airways Джеймс Хоган.
В свою очередь главный исполнительный директор Alitalia Габриэль дель Торчио заявил, что предстоящая сделка обеспечит его компании финансовую стабильность и возможности долгосрочного роста.
Напомним, что все последние годы Alitalia испытывает серьезные финансовые трудности. В 2007г. правительство Италии, которому тогда принадлежало 49,9% авиакомпании, объявили о намерении продать бумаги серьезному инвестору. Среди возможных претендентов тогда был и российский «Аэрофлот», однако затем российская авиакомпания от покупки отказалась.
«Условия и требования, которыми обусловлен процесс приватизации, серьезно ограничивают возможности «Аэрофлота» по принятию мер, необходимых для подлинного возрождения Alitalia», — подчеркивалось в заявлении российской авиакомпании.
В 2008г. Alitalia объявила о своей финансовой несостоятельности. Тогдашний папа римский Бенедикт XVI даже отслужил по просьбе временного управляющего Alitalia Аугусто Фантоцци «специальный молебен». Молитва помогла — в число ее акционеров Alitalia вошел ряд итальянских инвесторов, в том числе банки Intesa Sanpaolo и UniCredit, а также государственная почтовая служба Poste Italiane. Именно они ныне являются крупнейшими акционерами Alitalia.
Однако ситуация продолжала оставаться тяжелой. К концу 2013г. чистый долг Alitalia превышал 1 млрд евро, столько ее акционеры, в том числе альянс Air France/KLM выделить отказались. Компании срочно нужен был новый инвестор, в качестве которого власти готовы были принять даже Etihad Airways. Тогдашний премьер-министр Италии Энрико Летта даже заявил, что «в современных условиях Alitalia не может сохранять суверенитет”.
В свою очередь для Etihad Airways сделка с Alitalia станет продолжением активного проникновения на европейский авиарынок. В августе 2013г. Etihad Airways приобрела 29% акций сербской Jat Airways, которая после завершения сделки была переименована в Air Serbia. В ноябре 2013г. Etihad Airways объявила о покупке швейцарской авиакомпании Darwin Airline, переименованной в январе 2014г. в Etihad Regional. Таким образом, Etihad Airways стала первым авиаперевозчиком из региона Персидского залива, осуществляющим рейсы между пунктами назначения в Европе. В настоящее время самолеты Etihad Regional совершают рейсы между городами Швейцарии, Италии, Германии, Испании, Сербии, Франции, Австрии, Албании и Великобритании.
В конце апреля 2014г. Национальная авиакомпания Объединенных Арабских Эмиратов Etihad Airways объявила о крупных инвестициях в авиадискаунтер Air Berlin. Ожидается, что она купит корпоративные облигации Air Berlin на сумму 150 млн евро и конвертируемые облигации на сумму 415 млн евро. Последнее в перспективе позволит Etihad Airways увеличить свою долю в капитале Air Berlin — сейчас ей принадлежит 29,21% акций немецкой компании.
Евгений Калюков