Один из лидеров «Аль-Каиды» Анвар аль-Авлаки
Администрация президента США обнародовала отредактированную версию документа, на основании которого американские спецслужбы устранили в 2011г. одного из лидеров «Аль-Каиды» Анвара аль-Авлаки. Ликвидация террориста привела к большому общественному резонансу в самих Штатах, поскольку аль-Авлаки был американским гражданином и имел конституционное право на судебное расследование. Долгое время Вашингтон отказывался публиковать этот документ, но этой весной суд постановил его обнародовать. Из тескта ясно, как американские власти могут использовать законодательные лазейки и устранить гражданина США за рубежом.
Журналистское расследование
Опубликованный документ — меморандум американского юриста Дэвида Бэррона, датированный июлем 2010г. Исполнявший обязанности юрисконсульта при Минюсте США, Бэррон направил на имя своего прямого начальника — генпрокурора Эрика Холдера — детальное юридическое обоснование ликвидации аль-Авлаки как одного из лидеров «Аль-Каиды» и врага Америки. Спустя несколько месяцев Бэррон вернулся к преподавательской деятельности в Гарварде, а в мае 2014г. был назначен в Апелляционный суд Первого округа США.
Тем временем, американские силовые структуры разработали и осуществили операцию по устранению аль-Авлаки: в сентябре 2011г. он был убит ударом американского беспилотника в Йемене. Уроженец штата Нью-Мексико, аль-Авлаки был американским гражданином и мог воспользоваться конституционными правами, в том числе правом на беспристрастное расследование и правом избежать внесудебной «расправы».
В декабре 2011г. газета The New York Times подала иск против Минюста США с требованием раскрыть легальные обоснования «точечных ударов» по предполагаемым террористам на примере дела аль-Аваки. Суд признал, что действия американских спецслужб «представляются сомнительными с точки зрения Конституции», но постановил, что Вашингтон может не публиковать легальные обоснования в целях национальной безопасности. При поддержке правозащитной организации «Американский союз гражданских свобод» (ACLU), журналисты подали апелляцию, и в апреле 2014г. вышестоящий суд удовлетворил их иск.
Юридические лазейки
В меморандуме на имя генпрокурора Бэррон исходил из того, что аль-Авлаки — лидер «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове — должен быть нейтрализован как командир враждебной организации. Это может быть захват в плен или уничтожение. Пентагон и ЦРУ предпочитают, по словам автора документа, захват живьем. Однако аль-Авлаки «представляет собой постоянную и неотвратимую угрозу насилия и смерти» для граждан США. Учитывая сложность и неопределенность операции по захвату, а также факт постоянной угрозы, в меморандуме отдается предпочтение физическому уничтожению.
Согласно международному праву, устранение аль-Авлаки не является преступлением. Операция не нарушает Женевской конвенции 1949г. о защите гражданского населения в ходе войны (поскольку планируется точечный удар), а использование «технологически продвинутых оружейных систем» (в данном случае — беспилотников) не запрещено. Наконец, Бэррон пишет, что Пентагон готов приостановить подготовку к уничтожению аль-Авлаки, если тот сложит оружие.
Убийство военнопленных солдатом действительно считается военным преступлением, тогда как уничтожение противника, еще не сложившего оружие, в ходе войны — «правомерным убийством». Бэррон ссылается на акт под названием «Разрешение на использование вооруженных сил» (AUMF) от 2001г. как факт того, что США находятся на военном положении. По этому закону Конгресс передавал исполнительной власти права на использование армии против лиц и организаций, причастных к теракту 11 сентября 2001г. Акт может применяться где угодно и когда угодно, единственное его ограничение — од должен быть «в конечном итоге отменен».
Однако в других сферах внутреннего права возникли проблемы, которые Бэррон стремился разрешить. Дело в том, что операция по устранению аль-Авлаки формально подпадает под уголовное законодательство Штатов по статье «Убийство гражданина США за рубежом». Описывая историю судебных прецедентов и возможные юридические лазейки, Бэррон утверждает, что уголовному преследованию подлежит лишь противозаконное убийство (unlawful killing), но не правомерное деяние властей (public authorities justification). Понятие «законного ведения войны» является разновидностью этого «правомерного деяния». Поэтому, в условиях действия акта AUMF, американские силовики могут устранить аль-Авлаки, не нарушая уголовного кодекса.
Другая, еще более серьезная преграда — Конституция США. Четвертая и Пятая поправки запрещают необоснованные аресты и позволяют лишать американцев жизни, свободы и имущества только по судебному решению. Но Бэррон ссылается на дело «штат Теннеси против Гарнера» — в 1975г. в Мемфисе полицейский застрелил грабителя при попытке к бегству. Позднее суд отклонил иск семьи убитого, указав, что силовики могут стрелять на поражение, если есть шанс упустить преступника, угрожающего жизни и здоровью окружающих.
В 1985г. по итогам этого дела Верховный суд США заявил, что возможность арестовать или убить американского гражданина «определяется балансом его прав на основании Четвертой поправки и, с другой стороны, важности государственных интересов». Бэррон уверен, что случай с аль-Авлаки полностью соответствует этому прецеденту: «Даже высшее руководство признало, что пленение нереально, но смертельная угроза от аль-Авлаки — постоянная и неотвратимая для граждан США. По делу Гарнера интересы правительства явно перевешивают интересы аль-Авлаки, и его устранение Четвертую поправку не нарушит».
Слабое доказательство
Обнародованный документ дает представление о работе американских юристов по легализации беспрецедентных акций в условиях прецедентного англосаксонского права. Но меморандум Бэррона, был опубликован с заметными сокращениями. Так, автор описывал двух возможных исполнителей — Пентагон и ЦРУ (в итоге, устранение аль-Авлаки поручили армии, а не разведке). В отредактированном тексте глава о легальной базе действий Пентагона осталась, но в случае с ЦРУ была почти полностью вырезана. Кроме того, целиком отсутствует вводный раздел меморандума. По информации Los Angeles Times, в ней описаны доказательства того, что аль-Авлаки перешел от пропаганды джихада к подготовке терактов.
«Учитывая, что власти годами отказывались публиковать меморандум, можно было предположить, что это — взвешенный документ со всеми «за» и «против» атаки на аль-Авлаки. Вместо этого мы получили небрежную компиляцию со смутными интерпретациями законов, которая явно подстраивалась под желаемый вывод», — говорится в редакционной статье The New York Times. Издание полагает, что «правомерным деянием властей» можно оправдать любую превентивную меру властей на любое нарушение закона, вплоть до превышения скорости водителем.
Представитель ACLU Ямиль Яффер отметил, что президент и силовики получили фактически диктаторские полномочия: «Глава государства может приказать убить американского гражданина, не поставив в известность никого за пределами исполнительной власти». О необходимости привлечь независимых экспертов, в случае если американец стал целью для своего правительства, пишет и The New York Times: «Как Минюст узнал, что пленение аль-Авлаки невозможно? Почему решили использовать крайнюю меру — беспилотники?»
Журналисты и правозащитники уверены, что публикация меморандума Бэррона рождает больше вопросов, чем ответов, но это — первый и важный шаг на пути к рассекречиванию программы беспилотников, спорной с точки зрения международного права и Конституции. «Сколько нужно доказательств, чтобы президент решил — вот этот американец представляет угрозу, и должен стать целью «точечной ликвидации». Какие есть вообще пределы у этой практики? — заявил The Guardian сенатор США Рон Уайден. — Я призываю администрацию, основываясь на раскрытии документа Бэррона, начать отвечать на эти вопросы».
Георгий Макаренко