Президент Российских железных дорог Владимир Якунин
В понедельник истек срок действия трехлетнего контракта с президентом Российских железных дорог Владимиром Якуниным. Пресс-секретарь главы правительства Дмитрия Медведева Наталья Тимакова ранее не ответила на вопрос РБК, готово ли соответствующее распоряжение и принято ли решение о переназначении Якунина, сославшись на то, что комментирует только подписанные документы. Сам Якунин в середине прошлой недели отказался отвечать журналистам на вопрос о своем переназначении, сообщив только, что «все узнаете 16 июня».
Представитель РЖД говорил в понедельник, что пока информации о переназначении нет. В уставе монополии не сказано, может ли президент исполнять свои обязанности после истечения срока своего контракта. В нем лишь оговорено, что главу монополии назначает председатель правительства сроком на три года. Якунин пока продолжает исполнять обязанности президента компании.
Три федеральных чиновника сообщили «Ведомостям», что в ближайшие дни премьер-министр Дмитрий Медведев подпишет распоряжение о продлении контракта с Якуниным еще на три года. По информации одного собеседника издания вопрос согласован со всеми ведомствами и внесен в правительство.
Владимир Якунин занимает пост президента РЖД уже около 10 лет. Правительство впервые назначило его главой монополии в июне 2005г., с тех пор контракт с ним кабинет министров продлевал дважды — в 2008г. и 2011г. Каждый раз — на три года.
Летом прошлого года в СМИ появилась информация об отставке Якунина и назначении на пост главы РЖД первого вице-президента Александра Мишарина, однако позже пресс-служба правительства опровергла эти сообщения.
Сам глава РЖД неоднократно говорил журналистам, что его контракт будет продлен, если «государство-собственник РЖД будет удовлетворено моей (Якунина — РБК) работой». Но в кулуарах Петербургского международного экономического форума в мае 2014г. глава РЖД пояснял, что вопрос о его переназначении на высшем уровне еще не обсуждался. «Никто со мной на эту тему не говорил», — отметил Якунин журналистам.
При Якунине началась реформа железнодорожной отрасли в России. По ее программе, к 2011г. основной парк грузовых вагонов должен был оказаться в частной собственности. Пока была продана только Первая грузовая компания, владельцем которой стала структура Владимира Лисина. РЖД планировали приватизировать также акции «Трансконтейнера». Но намерения монополии по передаче 50% своих акций оператора в Объединенную транспортно-логистическую компанию эти планы не подтверждают.
В первом квартале 2014г. монополия зафиксировала убыток в 10,2 млрд руб. (против 10,9 млрд руб. прибыли в аналогичном периоде прошлого года). Это произошло «впервые в истории РЖД», говорил журналистам Якунин в марте 2014г., связав низкие финансовые результаты с решением правительства о заморозке тарифов на текущий год. Чистая прибыль РЖД по МСФО за 2013г. при этом сократилась в 2,5 раза — до 36,7 млрд руб.
В конце марта Министерство финансов США внесло Якунина в список россиян, против которых должны быть применены санкции. Среди 20 персон, чьи североамериканские активы должны быть заморожены, только четверо не занимают государственных постов. И все четверо составляют, по данным Минфина США, «близкий круг» президента России Владимира Путина. Однако Якунин не вошел в санкционный список Евросоюза. По его словам, это произошло благодаря помощи «европейских партнеров», которые делают все «от них зависящее, чтобы я не попал в санкционный лист». «Если бы они оказались в такой же ситуации, я бы для них сделал то же самое», — говорил президент РЖД журналистам в конце мая.
Мария Гордеева