Президентские поправки в законодательство о партиях запретят использование посредников для их финансирования, в том числе фондов поддержки «Единой России». Представитель «Партии прогресса» Алексея Навального, использовавшей способ финансирования избирательной кампании с привлечением посредников, уверен, что законопроект позволит наказывать сторонников оппозиции за ошибки в оформлении пожертвований.
Перечисление денег посреднику, чтобы тот профинансировал деятельность партии, не связанную с выборами, и перечисление денег партии таким посредником будет наказываться штрафами, гласит проект поправок в КоАП и выборное законодательство, внесенный в субботу в Госдуму президентом. Закон запрещает посредников, а жертвователь обязан направлять деньги напрямую партии — эта норма взята из международной практики, пояснил смысл появления нормы источник РБК в администрации президента.
Норма об исключении посредников в финансировании партий косвенно затрагивает и «Единую Россию», говорит источник, близкий к руководству партии власти, — ее нельзя будет финансировать через фонды поддержки, которые ранее активно использовались единороссами. Сейчас фонды в основном ведут самостоятельную работу, реализуя непартийные социальные проекты в регионах, — эта деятельность законом запрещена не будет, добавляет он.
Появление запрета на финансирование через посредников косвенно может быть вызвано опытом использования схожей схемы летом прошлого года во время кампании выдвигавшегося на выборах мэра Москвы Алексея Навального, указывает эксперт по избирательному праву Андрей Бузин. Тогда несколько сторонников Навального перечислили по 1 млн руб. в избирательный фонд Навального, а затем предложили желающим восполнить их траты, переведя деньги на счета в системе «Яндекс.Деньги». Это позволило принимать средства от анонимных жертвователей.
Если бы президентский законопроект действовал в тот момент, способ финансирования кампании оставался бы в рамках закона, поскольку сторонники сначала перечислили средства на счет партии, а затем привлекли деньги от жертвователей, считает юрист Партии прогресса Дмитрий Крайнев. По его словам, законопроект тем не менее затронет все партии, поскольку жертвователи, напрямую перечисляющие средства в партию, согласно тексту поправок, будут наказываться за нарушения порядка передачи средств — к примеру, за ошибки при заполнении личных данных жертвователя. «Три из десяти пожертвований обычно переводятся с подобными нарушениями», — говорит Крайнев.
Практика показывает, что при рассмотрении в Думе законопроекты о нормах, связанных с избирательным законодательством, могут измениться до неузнаваемости — это произошло, к примеру, с законопроектом, предлагавшим установить единый день голосования в четвертое воскресенье марта, указывает Бузин. Во внесенном виде законопроект не запрещает финансирование партий через интернет, но появление этой нормы ко второму чтению соответствовало бы логике инициаторов законопроекта, указывает он.
Новая инициатива — попытка власти взять под контроль общественную жизнь страны и усложнить жизнь оппозиционным партиям, которые активно привлекают средства граждан, говорит специализирующийся на избирательном праве адвокат Вадим Прохоров. По его словам, «Единая Россия» и другие провластные партии используют для финансирования юрлица, такие как фонды поддержки «Единой России», а оппозиционеры подобные схемы не используют, поскольку «в юридические лица всегда можно прийти с проверкой». Оппозицию финансируют физические лица, а после того как законопроект будет принят, всем желающим поддержать партию придется идти в Сбербанк и перечислять деньги, указывая при этом полную информацию о себе, в том числе гражданство, указывает он.
Новые нормы также устанавливают административную ответственность за нарушение уже прописанных в законодательстве сроков представления ежеквартального и сводного трехлетнего отчетов партии о поступлении и расходовании ими средств, за использование пожертвований тех юридических и физических лиц, которым запрещено финансировать партии, за нарушение срока возврата средств жертвователям при ошибках и т.д. Поправки упорядочивают отчетность партий, и поскольку чаще не в порядке оказывается отчетность провластных и фиктивных партий, эта часть законопроекта скорее позитивна, считает Бузин.
Кроме того, законопроект требует от избиркомов различного уровня публиковать сведения о поступлении и расходовании средств на избирательных счетах во время региональных и местных выборов — обо всех операциях свыше 50 тыс. руб., перечисливших в фонд более 25 тыс. руб. юрлицах, количестве пожертвовавших более 20 тыс. руб. граждан и т.п. Также предложено вдвое снизить пороговые суммы, при достижении которых ЦИК обязан публиковать данные о финансовых операциях на выборах президента и депутатов Госдумы.
Цель законопроекта — установить жесткие и прозрачные условия финансирования политических партий, а введение административной ответственности — естественная необходимость, чтобы нормы о более жестком регулировании партий исполнялись, говорит собеседник в администрации президента.
Из последнего обнародованного сводного финансового отчета «Единой России» следует, что на счет партии в 2012г. всего поступили 3,8 млрд руб., из них 1 млрд 43 млн руб. были пожертвованиями, причем 97,9% (1 млрд 21 млн) были направлены от юридических лиц. Всего 132 юрлица переводили деньги партии в 2012г., 65 из них — федеральный и региональные фонды поддержки «Единой России». 33 таких фонда внесли суммы в размере от 10 млн до 42 млн руб., войдя в число 40 самых крупных жертвователей партии. Эти фонды внесли более 780 млн руб., то есть более 76% от всех средств, поступивших от юрлиц.
Степан Опалев, Михаил Рубин, Жанна Ульянова