Аудиторов Счетной палаты беспокоит рост зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов, говорится в заключении СП на проект поправок в бюджет на текущий год и 2015-2016 годы.
В Счетной палате проанализировали поправки в федеральный бюджет на 2014 и плановый период 2015-2016 годов и пришли к выводу, что зависимость бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры остается высокой, несмотря на поставленную президентом задачу снижать зависимость госказны от нефтегазовых доходов.
Глава Счетной палаты Татьяна Голикова намерена доложить об этом в понедельник, 9 июня, на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам, где будут обсуждаться поправки в бюджет, подтвердили РБК в пресс-службе СП и представитель бюджетного комитета ГД.
Законопроект о внесении изменений в закон о федеральном бюджете на 2014-2016 годы внесен в Госдуму правительством 27 мая этого года. В соответствии с поправками, в текущем году предлагается свести бюджет с профицитом в 0,4% вместо изначально запланированого дефицита в 0,5%. Ожидается поступление дополнительных нефтегазовых доходов на 952,1 млрд рублей и сокращения ненефтегазовых доходов на 283,9 млрд рублей.
В итоге общий объем прогнозируемых доходов бюджета составит в соответствии с поправками 14,238 трлн рублей, что на 668,2 млрд. рублей больше, чем в принятом законе о бюджете.
Нефтегазовые доходы увеличились за счет прогнозного курса доллара к рублю с 33,4 до 35,5 рублей, роста прогнозных мировых цен на нефть Urals со 101 до 104 долларов за баррель, экспортных цен на газ в страны дальнего зарубежья и облагаемых объемов экспорта углеводородного сырья.
Ненефтегазовые доходы снизились за счет снижения прогнозируемого объема ВВП, импорта и экспорта, снижения размера дивидендов по акциям «Роснефтегаза» с 95% до 25% от чистой прибыли и доходов от перечисления части прибыли ЦБ.
Эти изменения вызвали беспокойство аудиторов СП. Доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2014 году первоначально прогнозировалась на уровне 48,1 %, теперь она будет увеличена до 52,5%. А ненефтегазовый дефицит увеличивается с утвержденных 9,4% ВВП до 10,1% ВВП (что выше установленной в госпрограмме по управлению госфинансами величины).
Счетная палата считает, что в связи с «наметившейся негативной тенденцией», а также из-за того, что по скорректированному социально-экономическому прогнозу номинальный объем ВВП на 2015 год снижен на 4,5%, а на 2016 год — на 5,2%, необходимо уточнить сновные параметры федерального бюджета на 2015 и 2016 годы, чтобы бюджет воспринимался как «достоверная база» для участников бюджетного процесса. Пока пересмотрены параметры только на текущий год.
«В течение 2011 — 2014 годов в федеральный бюджет на 2014 год изменения вносились 8 раз, при этом основные характеристики федерального бюджета устанавливались трижды. Счетная палата обращает внимание на необходимость повышения точности среднесрочного бюджетного планирования. Следует отметить, что несмотря на увеличение федеральными законами о федеральном бюджете прогнозируемого объема ВВП, доходы и расходы, а также их отношение к ВВП уменьшались», — говорится в заключении аудиторов.
В Минфине на момент публикации материала не ответили РБК, будут ли при работе над бюджетом учтены замечания Счетной палаты.
Яна Милюкова