Как стало известно РБК, Счетная палата начала проверку крупных закупок госорганов и госкомпаний за 2013г. Аудиторы изучают цепочки движения денег от заказчиков до конечных бенефициаров компаний-исполнителей. Информация будет передана в Росфинмониторинг: он проверит ее на предмет аффилированности тех, кто зарабатывает на госзаказе, с чиновниками и менеджерами, ответственными за его размещение. Окончательные выводы сделают в Кремле.
«В 2014г. мы предполагаем проверить госзакупки на сумму более 1 млрд руб. на предмет того, уходили ли государственные деньги в офшоры», — рассказала РБК глава Счетной палаты Татьяна Голикова. По ее словам, проверка коснется как госорганов, так и госкомпаний. «Сейчас формируем подходы, ведь это не так просто выявить», — уточнила она.
Цель аудиторов — выявить конечных бенефициаров компаний — получателей госзаказа, пояснил РБК источник в Счетной палате. По его словам, цепочки владения компаниями будут изучаться в том числе с использованием системы «СПАРК». Полученная информация будет направлена чиновникам Росфинмониторинга, с ее помощью они будут проверять, есть ли связь между ответственными лицами в ведомствах и госкомпаниях с бенефициарами получателей госсредств.
В Росфинмониторинге не смогли оперативно ответить на запрос РБК. Источник в Счетной палате уточнил, что итоговые выводы, сделанные в ходе проверки, будут переданы в Кремль.
Проверка проходит «в русле послания Федеральному собранию» (по деофшоризации экономики. — Примеч. РБК), сообщил РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Она поручена счетной палате, поскольку речь идет о бюджетных средствах. Аудиторы оценят масштаб явления, сказал Песков. По его словам, до тех пор, пока это не противоречит действующему законодательству, подобная практика пресекаться не может и не будет.
После того как в Кремле получат отчет, его «изучат и рассмотрят».
Источник в Счетной палате сказал, что итогом могут стать изменения в действующее законодательство о госзакупках, не уточнив подробностей и сославшись на то, что проверка только началась.
Сейчас никто, кроме самого получателя денег по госзаказу, не знает, куда они уходят. «Видно только, кто является непосредственным исполнителем контракта и сам факт его исполнения», — отметил эксперт Национальной ассоциации института закупок (НАИЗ) Михаил Шелоумов. Закрытая процедура реализации контракта не предполагает общественного обсуждения после его заключения, этих данных нет в открытом доступе.
Но даже на этапе заключения контракта масштаб нарушений, который фиксируют наблюдатели, впечатляет. Почти 40% крупнейших сделок по госзакупкам на суммы более 1 млрд руб. в 2013г. прошли с нарушением свободного доступа к госзаказам, сделали вывод в НАИЗ (см. «РБК daily» от 11.03.2014). Всего за прошлый год было размещено 233 таких лота на общую сумму 574 млрд руб.
Логично, что государство хочет понять, какие средства, выделенные на госзакупки, уходят за границу, рассуждает генеральный директор электронной торговой площадки Газпромбанка Андрей Черногоров. Он считает, что Кремль хочет закрыть доступ офшорных компаний к бюджету и выявить мнимых поставщиков, которые не занимаются реальным выполнением заказа, а выступают как «прокладки» для иностранных компаний. Результаты проверки помогут перекрыть доступ к госзакупкам фирмам-однодневкам, контролируемым из офшоров, предполагает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
Дмитрий Коптюбенко, Алиса Штыкина, Елена Малышева, Степан Опалев