В шести регионах России (Республика Алтай, Тыва, Ненецкий АО, Магаданская область, Чукотский АО и Камчатский край) до сих пор вовсе нет железнодорожного сообщения, а еще в 10 регионах железнодорожная сеть недостаточно развита. В отчете Счетной палаты РФ отмечается, что такая ситуация мешает нормально развитию экономики страны.
«В хозяйственный оборот не вовлекаются природные ресурсы, не выстраиваются связи между предприятиями, а значительная доля населения не имеет доступа к транспортным коммуникациям», — отмечается в сообщении Счетной палаты.
В ходе проведенного проверки Счетная палата РФ выявила ряд недостатков в проведении реформы железнодорожной отрасли. Более половины из 70 проведенных в ее рамках мероприятий выполнены с опозданием до трех лет в сообщении департамента пресс-службы и информации контрольного ведомства.
В частности, к концу первого этапа реформы (2001-2002гг.) не был создан механизм поддержки убыточных видов деятельности, например, пассажирских перевозок.
«По итогам реализации второго этапа (2003-2005гг.) окончательно не определена целесообразность создания специализированных перевозчиков грузов — транзитных, интермодальных и рефрижераторных. Не были созданы условия для увеличения количества компаний, находящихся в конкурентных отношениях и осуществляющих перевозки грузов на условиях публичного договора», — отмечают в Счетной палате.
На третьем этапе реформирования (2006-2010гг.) не обеспечен доступ всех заинтересованных пользователей к услугам железнодорожной инфраструктуры.
Среди нерешенных проблем аудиторы отмечают также высокий уровень изношенности парка РЖД (в частности, около 58,9% грузовых вагонов и 81% локомотивного парка), низкую техническую оснащенность сети железных дорог.
«Согласно данным Росстата, стоимость основных фондов железнодорожного транспорта существенно выросла, при этом у компании высокие показатели износа основных фондов — 65%. А высокая степень износа основных фондов отрасли — это потеря технологической устойчивости железнодорожного транспорта и означает рост потребности в инвестициях в эту отрасль», — уточнила глава Счетной палаты Татьяна Голикова
При этом изношенность парка грузовых вагонов «РЖД» к 2011 г. составила 58,9%, изношенность парка магистральных грузовых и маневровых локомотивов, по оценке АНО «ИПЕМ» — 81%.
Особо отмечена неэффективная деятельность в сфере пригородных пассажирских перевозок. В Счетной палате указали, что значительная часть пригородных пассажирских компаний, созданных в рамках структурной реформы, работают с убытками.
«При этом на компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» ежегодно из федерального бюджета выделяются субсидии в сумме 25 млрд. рублей», — отметил аудитор Валерий Богомолов.
В ведомстве добавили, что отчет о результатах исследования будет направлен в правительство РФ, Совет Федерации, Госдуму РФ и Федеральную службу безопасности.