Камеры GoPro
Производитель полюбившихся экстремалам видеокамер GoPro планирует привлечь в ходе размещения в Нью-Йорке $100 млн, следует из предварительного проспекта, представленного компанией в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). Компания, основанная 38-летним Николасом Вудманом, может быть оценена в несколько миллиардов долларов, став одним из самых успешных стартапов в американской истории. Кто именно будет продавать бумаги в ходе размещения, пока неизвестно.
Первые видеокамеры Вудмана для экстремалов появились в продаже в 2004г. Идея создания записывающего устройства, которое можно закрепить на запястье или голове при занятии экстремальными видами спорта, пришла молодому бизнесмену в начале 2000-х гг., когда он отправился в серф-тур по Индонезии и Австралии с друзьями. Во время отдыха Вудман понял, что туристы и спортсмены готовят фото- и видеоотчеты о своих приключениях, но качественные снимки и ролики доступны лишь тем, кому по карману профессиональные фотографы и операторы.
Камеры GoPro быстро пришлись по вкусу и экстремалам-профессионалам, и любителям. Уже за первый год продаж GoPro выручка компании составила $350 тыс. А настоящий прорыв произошел через несколько лет, когда GoPro расширила ассортимент и стала выпускать свою продукцию не только для серфингистов и сноубордистов, но и для автогонщиков и велосипедистов. Покупателей привлекает достаточно низкая цена камеры в $200-400 и отличное качество (видео в качестве HD с углом 170 градусов).
Камеры Вудмана стали использовать даже в Голливуде (например, при съемках картин Lucasfilm), а также различными службами (устройства компании, к примеру, пригодились в ходе спасательной операции чилийских шахтеров в 2010г.). По данным аналитической компании IDC, доля GoPro на рынке цифровых камер-регистраторов в 2013г. составила 30,4% — выше, чем у Sony, Panasonic и Canon, которые стояли у истоков создания самих камкодеров. В сегменте камер, приспособленных для экстремальных условий, GoPro занимает 77% рынка. Всего с 2009г. GoPro продала 8,5 млн устройств, из них 3,8 млн — за 2013г.
Прибыльный экстрим
В проспекте компании к IPO говорится, что в 2013г. ее выручка составила $985,7 млн. Это на 87% выше показателя за 2012г. и в четыре с лишним раза — результатов 2011г. Из-за высоких доходов GoPro едва уложилась в правила подачи так называемой конфиденциальной заявки на IPO. Недавние поправки в законодательство США позволяют осуществлять ее фирмам с годовой выручкой менее $1 млрд. Подобным правом в ноябре 2013г. воспользовался сервис микроблогов Twitter.
В отличие многих компаний в Кремниевой долине, демонстрирующих высокие темпы роста выручки, GoPro еще и прибыльная: ее прибыль в 2013г. выросла почти в два раза — до $60,6 млн. За три отраженных в проспекте года (2011-2013гг.) ее совокупная прибыль составила более $115 млн.
В 2013г. Вудман впервые попал в список 400 богатейших американцев по версии журнала Forbes: его состояние было оценено в $1,2 млрд. Вместе со своей женой Джил, которая покинула совет директоров в мае, 38-летний Вудман владеет 48,8% в компании. Еще 6,4% принадлежит его отцу, который стал одним из первых крупных инвесторов в компанию, вложив в бизнес сына $100 тыс.
В декабре 2012г. по итогам раунда привлечения инвестиции инвесторы оценили компанию в $2,25 млрд. Тогда тайваньская компания FoxConn — крупнейший производитель техники в мире, которая собирает в том числе продукцию Apple, Hewlett-Packard и др., — вложила в GoPro $200 млн, купив 8,88% акций. Всего GoPro привлекла менее $300 млн венчурных инвестиций. Примечательно, что CEO FoxConn Терри Гоу вложил деньги с условием, что он займет место в совете директоров GoPro, но в проспекте SEC он не упоминается. Зато одно из пяти мест в совете директоров занимает нынешний финансовый директор Yahoo! Кеннет Голдман.
Ставка на интернет
Компания проведет IPO на Nasdaq, и заявленный объем размещения в $100 млн может измениться. Впрочем, несмотря на радужные результаты роста GoPro за последние три года, ее результаты за I квартал 2014г. могут заставить Вудмана и других руководителей попотеть в ходе роуд-шоу для инвесторов. Прибыль компании за первый квартал 2014г. сократилась в годовом исчислении на 52% — до $11 млн, а выручка — на 7%, до $235 млн.
В проспекте к IPO компания в качестве одного из своих главных рисков указывает на возможную конкуренцию со стороны производителей мобильных устройств, таких как Apple и Samsung. Смартфоны и планшеты набирают популярность среди любителей фото и видеосъемки. Сейчас угроза минимальна — большинство пользователей просто не рискнут использовать неприспособленные и дорогостоящие устройства в экстремальных условиях. Но в будущем они могут стать конкурентами, предупреждает GoPro.
Компания также отмечает, что «в высокой степени зависит» от своего руководителя. Вудман определяет стратегическое направление развития компании, и потеря его как генерального директора может ударить по финансовым и операционным результатам GoPro.
По мнению аналитиков, GoPro сделает акцент на потенциальный рост за счет растущего медиавлияния компании: на канал GoPro на YouTube на данный момент подписаны почти 2 млн человек, а количество просмотров выложенных видеороликов превышает 470 млн.
Вудман отмечал, что тратит на продвижение в Сети ежегодно около $1 млн, чтобы хэштег #GoPro преследовал пользователей повсюду. С этой же целью компания привлекает известных экстремалов, таких как американский сноубордист Шон Уайт и австриец Феликс Баумгартнер. На костюме последнего во время прыжка из стратосферы было закреплено пять камер GoPro. «Мы создаем один из самых вовлекающих и будоражащих потребительских брендов, причем большая часть контента создается самими пользователями”, – заявил Вудман Forbes в интервью в прошлом году. Любовь пользователей — это не то, о чем GoPro стоит волноваться: число «лайков» аккаунта компании на Facebook превышает 7 млн.
Алена Сухаревская, Владимир Павлов