Водочный бренд Stalinskaya румынской компании Prodal`94 S.R.L. может «затронуть чувства» определенной группы российских граждан. На таком основании Роспатент в 2014 году дважды отказал румынским водочникам в регистрации в России этого товарного знака.
Раньше проблем с регистрацией товарного знака Stalinskaya у Prodal не было. В первый раз компания узаконила права на него в Роспатенте еще в 2005 году, в конце 2013 года регистрация была продлена еще на десять лет, тогда же Prodal`94 удалось зарегистрировать трехлетний лицензионный договор об использовании бренда Stalinskaya с калининградским производителем водки «Итар».
Но обновленный вариант этикетки водки Stalinskaya Роспатент в августе 2013 года регистрировать отказался. В новой версии производитель использует «стилизованное изображение двуглавого орла с короной», который «схожен до степени смешения с государственным гербом Российской Федерации», — объяснили чиновники.
Prоdal подала возражение на решение Роспатента. Оно было рассмотрено в марте 2014 года на заседании Палаты по патентным спорам (ППС). Румынская компания настаивала на том, что элемент на этикетке не похож на российский герб, и, к тому же, не занимает центрального места во всей композиции. Как следует из материалов Роспатента, члены ППС в целом согласились с аргументацией заявителя, но регистрировать «Сталинскую» все равно отказались. Использование в названии товара имени Иосифа Сталина, который «является неоднозначной исторической фигурой», может «затронуть чувства определенной группы российских граждан и вызвать ложное представление о российском производителе товаров, маркированных таким знаком», — говорилось в заключении ППС.
В итоге румынский водочный бренд был признан «противоречащим общественным интересам» в Российской Федерации. То обстоятельство, что у Prodal уже есть действующая регистрация на аналогичный бренд, на заседании не исследовалось.«Времена изменились, граждане стали обидчивыми, тонко чувствующими, — иронизирует юрист адвокатской конторы «Аснис и партнеры» Артур Басистов. — Решения Роспатента и ППС по товарному знаку Stalinskaya выглядят не слишком логичными, но укладываются в общий тренд». С учетом последнего заключения Роспатента, которое теперь подкреплено решением коллегии ППС, действующая регистрация бренда находится под угрозой, считает юрист. «Ее могут аннулировать по инициативе самого Роспатента или любого надзирающего органа, например, ФАС», — говорит Басистов.
Лицензия на использование водочной марки Stalinskaya в России есть у ликеро-водочного завода «Итар». По данным СПАРК, завод принадлежит Александру Суслову, брату вице-губернатора Калининградской области Константина Суслова. Сам чиновник, известный в области как православный меценат, по данным ЕГРЮЛ, владел предприятием до февраля 2013 года. Замгендиректора «Итар» Вильям Джусойты подтверждал РБК подписание лицензионного соглашения с румынской компанией по бренду Stalinskaya. Но запустил ли завод производство водки под таким брендом – неизвестно, получить комментарии «Итара» РБК пока не удалось.
По данным исследовательского агентства Nielsen, Stalinskaya является крупнейшим водочным брендом Румынии. В 2012 году эта водочная марка занимала 39% рынка страны в объемном и 42% в денежном выражении. Фирма-правообладатель, развивая бренд, подчеркивает, что его название происходит от русского слова «сталь» и не связано с именем советского вождя. Из экспортных рынков Stalinskaya на данный момент представлена только в Болгарии.
Денис Пузырев