В среду 30 апреля Первый республиканский банк (ПРБ), входящий в топ-150 крупнейших российских банков (106-й по активам), прекратил обслуживание пластиковых карт клиентов. Как пояснили РБК в пресс-службе банка, приостановка обслуживания эмитированных в ПРБ карт произошла по техническим причинам. “Мы внедряли новое программное обеспечение, произошел сбой, оно себя не оправдало, поэтому проведение операций пока невозможно” – сказал представитель банка. По его словам, операции будут восстановлены предположительно 5 мая, “когда банк снова перейдет на стабильную работу в штатном режиме”.
Техническим сбоем Первый республиканский объяснял и проблемы с проведением клиентских платежей, которые возникли на прошлой неделе. Тогда один из клиентов банка рассказывал РБК, что его платежи на небольшие суммы в 20-40 тысяч рублей банк провел, а более крупные суммы «зависли». Сбои в проведении транзакций в банке объясняли ошибками в настройках внедряемого в ПРБ мобильного приложения к системе интернет-банка для юридических лиц. «Этот сервис банк внедрил в конце марта, но ошибка была выявлена только в апреле, когда начали поступать сообщения от клиентов. В итоге систему «откатили» назад. Сейчас выявлены почти все не проведенные из-за сбоя платежи, но их накопилось значительное количество, поэтому они обрабатываются банком в порядке очереди», — говорил РБК представитель ПРБ на прошлой неделе.
В понедельник, 28 апреля, банк не открыл свои отделения, и тоже объяснил это техническими причинами. На сайте кредитной организации появились сообщения о том, что отделения будут закрыты 28, 29 и 30 апреля. Для уточнения дальнейшего графика работы клиентам предлагают обращаться на “горячую линию” банка в первый рабочий день после первомайских каникул – 5 мая.
«ПРБ явно находится в критическом состоянии, и вероятность того, что его клиентам и вкладчикам придется иметь дело с Агентством страхования вкладов, очень высока, — говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. — Я считаю, что вероятность того, что банк после майских праздников снова будет функционировать в нормальном режиме, близка к нулю».
С ним согласна руководитель аналитического управления Национального рейтингового агентства (НРА) Карина Артемьева. По ее словам, вплоть до прошлой недели, когда рейтинг НРА перестало получать отчетность ПРБ, агентство имело возможность смотреть отчетность банка не только в отчетные даты, но и в промежуточные периоды. «На основе регулярного анализа мы понижали рейтинг ПРБ из-за сокращения объема ликвидных активов и значений соответствующих нормативов и показателей, снижения уровня достаточности капитала и негативной динамики объема клиентских средств, — говорит Артемьева, — К сожалению, наш собственный горький опыт подсказывает, что банки, у которых рейтинги были понижены несколько раз, потом приостановлены, в дальнейшем сталкивались с тем, что у них отзывали лицензии».
Артемьева говорит, что события в таком случае нарастают как снежный ком: на фоне новостей вкладчики начинают забирать средства из кредитной организации, вокруг нее создается негативный фон, это приводит к тому, что еще большее число клиентов хотят прекратить свои отношения с банком.
ОАО «Первый Республиканский банк» — частный столичный банк, созданный в 1991г. под наименованием «Венчурный акционерный банк». По данным «Интерфакс-ЦЭА» на 1 апреля, ПРБ занимал 106-е место в России по размеру чистых активов. Банк довольно активно выдавал корпоративные кредиты и привлекал средства населения. Его корпоративный кредитный портфель на 1 апреля составлял 30,7 млрд руб., в то время как розничный — 0,6 млрд руб. За первый квартал текущего года корпоративный кредитный портфель банка вырос на 5,7%.
Объем депозитов физлиц по состоянию на 1 апреля 2014 года — 24,6 млрд рублей.
В Агентстве по страхованию вкладов отказались от комментариев.
Сирануш Шароян