Фильтры на выборах станут жестче

Законопроект о фильтрах для партий на выборах в региональные парламенты будет существенно поправлен. В рамках его подготовки ко второму чтению депутаты решили распространить ограничения для партий на муниципальный уровень, а также частично вернуть досрочное голосование. Такие поправки рекомендовал в пятницу к принятию комитет Госдумы по конституционному законодательству. Инициаторами поправок стала группа депутатов во главе с единороссом Владимиром Плигиным.

Фильтр на выборах региональных заксобраний сделают еще более жестким: от сбора подписей освободят лишь те партии, которые уже имеют в данных парламентах хотя бы одного своего представителя (в изначальной версии разрешалось иметь депутата в любом заксобрании страны). Беспрепятственно участвовать в выборах смогут также партии, которые смогли набрать на выборах в Госдуму и региональный парламент 3% голосов избирателей, а также те, у кого есть депутат в муниципальном образовании данного субъекта (или партсписок поддержали не менее 0,5% избирателей). Партии, не удовлетворяющие одному из этих требований, будут собирать подписи 0,5% избирателей в регионе, а одномандатникам придется собрать подписи 3% избирателей округа. Как писал ранее РБК, в Москве из непарламентской оппозиции реальную возможность поучаствовать в кампании получат лишь кандидаты от «Яблока».

Ограничения для партий на выборах профильный комитет рекомендует распространить и на муниципальный уровень (закон о фильтрах для малых партий на выборах в Госдуму уже принят). На выборах в представительный орган муниципального образования партиям придется собирать подписи, если они не представлены в этой местной думе, в Госдуме и заксобрании субъекта. Если это выборы в поселковую думу, депутаты которой делегируются в думу муниципального района, то от сбора подписей освобождаются партии, чьи депутаты выступили такими делегатами.

По мнению члена федерального политсовета партии «РПР-Парнас» Константина Мерзликина, предлагаемые поправки лишают его партию доступа к выборам любого уровня. «Нас удаляют на дальних подступах, вводя фильтры и на муниципальных выборах. Что касается сбора подписей, то многолетний опыт показывает, что это способ отсеивания неугодных власти партий и кандидатов. В сам этот механизм изначально заложена возможность фальсификации подписей, например, провокаторами, которые потом скажут, что это не они подписались за вас. Пройти этот фильтр могут только те, кто договорился с властью», — констатирует Мерзликин.

Для муниципальных и региональных выборов проходным может быть барьер на уровне 0,5% подписей с одного избирательного округа, считает Леонид Волков, возглавлявший на выборах мэра Москвы штаб кандидата Алексея Навального. «Ссылаясь на собственный опыт, могу сказать, что собрать 900 подписей, когда я выдвигался на выборах заксобрания Свердловской области, было на грани возможного», — вспоминает Волков.

По подсчетам РБК, кандидатам в Мосгордуму придется собирать от 4500 – 5000 подписей. Сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц уточняет, что 3% — это больше, чем когда-либо было в современном российском избирательном законодательстве на муниципальных и региональных выборах. «Сбор подписей обычно используется как рычаг для отказа в регистрации кандидатов. Сколько подписей не собери, в них всегда можно найти ошибку», – добавляет Мельконьянц.

Мария Макутина, Фарида Рустамова, Жанна Ульянова