Глава Минкультуры России Владимир Мединский
Глава Минкультуры России Владимир Мединский выразил мнение, что государство обязано осуществлять такую политику в сфере культуры, «которая обеспечивает культурную целостность территории страны и ее безопасность». В интервью газете «Коммерсантъ» он заявил, что Запад сейчас превращается в свою противоположность, и Россия вынуждена от него «культурно защищаться».
«Задача в том, чтобы поддерживать то, что усиливает страну и развивает человека. А то, что разделяет людей, делает их нездоровыми, асоциальными, агрессивными, нежелающими учиться, работать, заниматься творчеством,— такие творческие проекты мы запретить не можем, но и поддерживать из госбюджета не должны. И не будем», — сказал Мединский, обсуждая проект программы Минкультуры «Основы государственной культурной политики».
По словам министра, «придворных художников» в России нет. Перед государством, считает Мединский, стоит задача перехода «от поддержки «модного», «элитного» и непременно провокативного к поддержке талантливого и социально значимого».
Он пообещал, что «никто не будет никого цензурировать и запрещать». «Мы вообще за свободу творчества. Не поливать — вовсе не значит вытаптывать. Но в этих случаях поливайтесь из других источников», — отметил глава Минкультуры.
«Если говорить циничным языком экономистов, государство будет вкладываться, инвестировать только в те проекты, которые дают прирост национального культурного и человеческого капитала. А если ваш культурный проект приводит к тому, что россиян становится меньше, их физическое и психическое здоровье ухудшается, они делаются асоциальными, агрессивными, увлекаются наркотиками, не хотят учиться и расти профессионально, отказываются от семейных ценностей — извините. Такой проект реализуйте без участия государства, тут вам полная свобода в рамках УК РФ», — объяснил Мединский.
Министр уверен, что государство должно не только поддерживать «восходящее и гуманистическое в искусстве», но и защищать страну «от тех волн информационной агрессии, которые разрушают ее самоидентификацию, угрожают ее культурному суверенитету, мешают развитию человека».
Кроме того, Мединский расшифровал словосочетание «традиционные ценности» и привел пример явлений, которые их разрушают: «Хотите составить список — открывайте для начала школьную программу по литературе и записывайте: «Образ Ярославны из «Слова о Полку Игореве». Записали? Вот вам русская традиционная ценность. И если вы поставите оперу «Князь Игорь», в которой Ярославна танцует вкруг шеста, мастурбирует и клянчит кокс у половецкого хана, это и будет разрушение традиционных ценностей».
«Записываем дальше. Ценности честного служения Отечеству, верности присяге и верности любви, которые смиряют сердце самого ожесточившегося человека даже во время «русского бунта». Это «Капитанская дочка». А захотите снять «свое видение» про то, как Петруша Гринев вступил в интимную связь с Пугачевым, а обкурившийся Швабрин его взревновал — не надейтесь на господдержку. От себя добавлю — с прокатным удостоверением у вас тоже возникнут проблемы», — объяснил Мединский.
«Спросят: а Салтыков-Щедрин, «Ревизор» Гоголя, «Братья Карамазовы» Достоевского — там-то какие позитивные ценности? Казнокрадство и пошлость, ненависть, отцеубийство? Но ведь утверждение ценностей «от противного» — еще более эффективный метод», — добавил он.
Рассуждая о том, почему Россия не должна в своем культурном развитии ориентироваться исключительно на Европу, Мединский заметил, что «у нашего герба две головы»: «Нельзя делать госполитику в культуре, игнорируя и подавляя часть своей души, своей памяти и наследия». «Пугают: если вы не Европа, то непременно сразу Азия. Ложный дуализм. Пушкин — не Байрон, но ведь и не Хафиз», — пояснил министр.
Он выразил мнение, что в России «классические европейские ценности сохраняются в большей степени, чем в странах Западной Европы». «Возможно, мы увидим Россию в роли последнего хранителя европейской культуры, христианских ценностей и подлинно европейской цивилизации», — предположил Мединский.
«В ценностном плане Запад превращается сейчас в свою противоположность, и Россия вынуждена культурно защищаться от «Анти-Европы», чтобы хотя бы у себя сохранить Шекспира без педофилии и «Маленького принца» без гомосексуальной «пластики», — заключил он.