«Яндекс. Такси» убеждает таксопарки снизить минимальные параметры поездок. Сейчас операторы принимают только заказы стоимостью от 400-500 руб. Клиентам приходится оплачивать 30-минутную дорогу, хотя путь может занимать меньшее время. Из-за этого парки проигрывают рынок «бомбилам», убежден «Яндекс».
Легальные таксопарки занимают только треть рынка частного извоза в Москве, остальное — «серый» бизнес, расстраивается руководитель системы заказа такси «Яндекс.Такси» Григорий Дергачев. Сейчас люди, которым необходимо доехать с тяжелыми сумками от гипермаркета до метро, решают свою задачу «голосованием», и таксопарки проигрывают клиентов «бомбилам», поясняет он. Раньше легальные такси теряли рынок, потому что пассажиры не хотели долго ждать машину, но «Яндекс.Такси» удалось сократить время ожидания до 5-7 минут, и теперь сдерживающим фактором для роста остается цена поездки, уверен Дергачев. У большинства операторов такси минимальное время для выполнения заказа составляет 30 минут, а стоимость — 400-500 руб.
«Яндекс.Такси» обсуждает с партнерами формирование тарифов с учетом потребности пользователей в коротких 10-минутных поездках. В «Яндексе» не комментируют возможную минимальную сумму заказа, но источник, осведомленный о переговорах, утверждает, что речь идет о 200 руб. Дергачев отметил, что новые расценки могут начать действовать с 1 мая 2014 года.
В «Яндексе» отмечают, что существующее минимальное время в 30 минут обусловлено желанием таксопарков компенсировать холостой ход водителя до клиента. «При заказе машины в конкретном таксопарке это время действительно может быть значительным, так как свободной машины рядом с клиентом зачастую может не оказаться. Но «Яндекс.Такси» предоставляет таксопаркам заказы поблизости от водителя, и холостой ход практически отсутствует. При этом длительность 60% поездок в системе — менее 30 минут», — говорят в компании.
В Москве «Яндекс.Такси» напрямую работает примерно со 100 таксопарками. Представители сервиса отдельно встречалась практическими со всеми партнерами, чтобы обсудить эту идею, и подавляющее большинство, по мнению «Яндекса», восприняли ее позитивно.
«Нам понравилось предложение «Яндекса». Против снижения тарифа могут выступить водители, но мы смотрим в перспективу и поддерживаем эту инициативу, — сообщил РБК начальник производственного отдела «Кортеж Авто» Сергей Курносенко. — Ценовой потолок нужно было снизить уже давно. Если человек хочет доехать в пределах Садового кольца ночью от одного клуба до другого, он не должен отдавать за это 500 руб. Если он поедет на окраину в спальный район, то не уложится в 10 минут и стоимость поездки будет выше, такси ничего не потеряет».
Суточное количество заказов в выходные в «Кортеж Авто» доходит до 1 тыс., в будни — до 500. В компании рассчитывают, что после запуска услуги коротких поездок пассажиропоток серьезно увеличится.
Конкуренты «Яндекс.Такси» — Uber и GetTaxi — не планируют менять свои тарифы.
«Нынешняя структура минимальной стоимости в системе Uber не предполагает снижения порога длительности поездки», — рассказал представитель этой компании. «С выходом GetTaxi в Россию у нас были разработаны тарифы, которые мы не планируем менять. У нас есть минимальное время поездки — 20 мин и ее стоимость, которые оптимальны для качества сервиса», — отметили в пресс-службе GetTaxi.
Выручка «Яндекс.Такси» в 2013 году составила 134,4 млн руб. По данным основателя Get Taxi Шахара Вайсера в 2013 году российский рынок таксомоторных перевозок оценивался в 9 млрд долл.
Ирина Юзбекова