”Яндекс.Маркет” и ”Товары Mail.ru” предложено заблокировать

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предлагает блокировать сайты, размещающие рекламу «серого» товара. Под действие резолюции попадают порядка 20 тысяч интернет-магазинов — именно столько недобросовестных игроков на российском рынке, считают в ассоциации. Среди них и крупнейшие агрегаторы – «Яндекс.Маркет» и «Товары Mail.ru».

Резолюцию о борьбе с рекламой «серых» товаров АКИТ планирует подписать завтра, говорится в ее сообщении. После документ будет направлен в Госдуму, Совет федерации, Правительство РФ, Верховный суд и другие структуры. С ее помощью члены АКИТ планируют изменить законодательство о рекламе, а также гражданский кодекс.

АКИТ считает, что существенная доля российского рынка интернет-торговли находится в «серой» зоне. Для защиты правообладателей авторы резолюции предлагают «прекращать делегирование доменного имени», если его использование сопряжено с нарушением прав на интеллектуальную собственность.

Действие резолюции затронет недобросовестных игроков e-commerce в России, которых сейчас около половины от всех интернет-магазинов, заявил РБК исполнительный директор АКИТ Виталий Жигулин. Речь идет о тех сайтах, которые рекламируют «серые» товары. Это может быть незаконно ввезенный на территорию России iPhone или подделка марки одежды. «По нашим данным, в России около 40 тыс интернет-магазинов и примерно половина из них размещают рекламу брендов и марок без согласия правообладателей. Среди них агрегаторы «Яндекс.Маркет», «Товары Mail.ru» и другие», — говорит Жигулин. По его словам, «Яндекс.Маркет» доминирует на этом рынке, поэтому претензии часто направлены именно к нему.

Представитель «Яндекса» прокомментировал РБК, что компания не может самостоятельно устанавливать факт нарушения в каждом конкретном случае – это дело суда или ФАС. Действующее законодательство предоставляет все необходимые инструменты для эффективной защиты прав на товарный знак, говорит представитель поисковика, в том числе в случаях нарушения прав в интернете, что подтверждается судебной и антимонопольной практикой. Инициативы, выдвигаемые АКИТ, по мнению «Яндекса», не учитывают случаи использования товарных знаков в рекламе, это может привести к нарушению прав рекламодателей и потребителей товаров, а также к ограничению конкуренции.

Управляющий партнер интернет-магазина «220 Вольт» Леонид Довладбегян считает, что АКИТ и площадки-агрегаторы предложений должны прийти к промежуточному решению. «Площадки не несут ответственности за соответствие контента законодательству до тех пор, пока сами не стали ритейлерами. В конце прошлого года «Яндекс.Маркет» ввел модель сотрудничества с магазинами CPA (cost per action – оплата за действие). Те магазины, с которыми «Яндекс» сотрудничает по этой модели и берет процент с продажи, должны проверяться им на наличие «серого» товара. Остальные магазины — нет», — говорит Довладбегян.

Вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян заявил РБК, что площадка «Товары Mail.Ru» соблюдает законодательство о рекламе. «Мы даем возможность производителю товара выделить продавцов, которых он считает официальными (сертифицированными) продавцами своей продукции». Обязать агрегатор контролировать «серость» товара технически невозможно — на крупных площадках представлены миллионы товарных позиций, объясняет Габриелян: это прерогатива органов, которые контролируют экспортно-импортные операции.

Александр Иванов, глава Национальной ассоциации дистанционной торговли уверен, что вопрос «серых» товаров напрямую касается обязанностей таможенной службы. «Если отрасль хочет избавиться от «серых» товаров и контрафакта, необходимо требовать от таможни выполнения своих обязанностей, а не от кого-то другого», — говорит эксперт. «Яндекс» может отсеивать какие-то магазины только по решению суда. Произвольно назначать товары и сайты «серыми» он просто не имеет права. Юридически позиция АКИТ очень слабая», — считает Иванов.

Ирина Юзбекова