Городской методический центр Москвы разработал материалы и рекомендации для проведения в школах классного часа по ситуации в Крыму. Уроку дали название «Мы вместе». Об этом говорится на сайте методического центра. Ученые и учителя истории считают, что такие уроки необходимы. Но у них разный взгляд на то, как именно объяснять детям вхождение Крыма в РФ.
В школах уже проводятся разъяснительные уроки по ситуации в Крыму. Учителя сами решают, когда их вести и насколько часто. Все рекомендации по проведению классного часа «Мы вместе» находятся в открытом доступе на сайте методического центра Москвы. Школам предложили воспользоваться этими рекомендациями, если необходимо.
Материалы и рекомендации носят исторический характер. Преподавателям советуют кратко рассказать детям об истории Крыма с древнейших времен до настоящего времени. Учителя могут показать ученикам 5-8 классов также презентацию об истории Крыма. В материалах есть и обращение президента России Владимира Путина к Совету Федерации 18 марта 2014г., а также кроссворд «Путешествие в Крым» и числоворд «Полуостров Крым» с картинками.
В исторической справке по Крыму рассказывается об истории полуострова с VIII века и до наших дней. В заключительной части справки говорится о том, как Крым вошел в состав России. «На фоне разрастающейся дестабилизации политической ситуации и повышения криминогенной обстановки в Украине, стремясь преодолеть кризис в рамках действующего законодательства, 11 марта 2014г. Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя», — сообщается в исторической справке.
Далее в методических материалах говорится о референдуме и о подписании договора о вступлении Крыма и Севастополя в состав РФ. «16 марта 2014г. состоялся референдум о статусе Крыма. За воссоединение с Россией на референдуме в Крыму проголосовали 96,77% жителей», — отмечается в справке. 18 марта 2014г. в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Крыма и Севастополя в состав РФ на правах новых субъектов.
Учитель истории и сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Андрей Демидов согласен, что такие уроки нужны. Но он и задумался о том, как лучше объяснять детям ситуацию с Крымом. «Проводить такие уроки в школе – это хорошо. Это повышает правовую культуру детей. Но затрудняюсь сказать, какое содержание будет вкладываться в классные часы по Крыму. Если детям будет навязываться одна точка зрения, официозная, то это будет нехорошо. Учителям нужно не только и не столько рассказывать, сколько вести диалог. Гораздо продуктивнее вести такие уроки в форме дискуссии», — говорит Андрей Демидов.
По его словам, в школах надо не только давать детям информацию, но и выслушивать их мнения. «Так, наша школа в Петербурге планирует провести в течение апреля видеомост со школой в Севастополе. Дети зададут друг другу свои вопросы, пообщаются, узнают о ситуации Крыму из первых уст. Это лучше госпропаганды», — считает он.
Директор Институт российской истории РАН Андрей Сахаров тоже считает, что подобные классные часы необходимы. Они помогут убрать искажения из российской истории, говорит он. «В течение многих лет история присоединения Крыма к Украине подвергались искажению, как и многие страницы российской истории. Сегодня надо показать драматическую, сложную, проблемную историю Крыма и постепенное его вхождение в состав России путем завоеваний, путем крови русского солдата, путем подвигов нашей армии под руководством Румянцева, Кутузова, Суворова, Ушакова. Искажения должны быть убраны», — считает Андрей Сахаров.
Надо иметь в виду, что когда Крым был отторгнут от России путем волюнтаристского решения Никиты Хрущева, это вызвало недоумение, рассказывает Андрей Сахаров. «А сегодня наступила историческая справедливость. Это необходимо подчеркивать и объяснять новому поколению. Эта история насколько интересна, настолько убедительна, что она не нуждается в пропагандистских обертках. Когда Владимир Путин выступал, то опирался прежде всего на историческую канву и факты», — пояснил ученый.
Такие занятия нужно проводить, и устная речь должна там доминировать, считает доктор исторических наук, профессор, директор Историко-архивного института (ИАИ) РГГУ Александр Безбородов. «Потому что школьникам нужно живо и интересно рассказать со всеми нюансами, что произошло в последние месяцы и на Украине, и в Крыму. Кроссворды для школьников – это тоже правильно. А еще лучше их в Крым свозить. В Крыму много прекрасных культурных достопримечательностей. Регион уникальный. Именно поэтому нам завидуют и империалисты так злобствуют», — пояснил он.
«Обращение Путина – это документ, предмет отдельного разговора. Не исключено, что школьники его не поймут, документальная часть для них трудная и скучная. Но если они не будут знать, что за документы лежат в основе нынешней ситуации, то они не поймут, как Крым оказался в России», — считает ученый. По его словам,
пока немного школ провели такие классные часы, потому что это задание дали недавно.
Но не все ученые сходятся во мнении, что полуостров должен быть российским. Позиция по Крыму дорого обошлась профессору МГИМО Андрею Зубову. Он был уволен из института 24 марта. Скандал вокруг него начался 1 марта 2014г., когда в газете «Ведомости» появилась его статья «Это уже было». В ней профессор сравнивал присоединение Крыма к России с аншлюсом Австрии нацистской Германией в 1938г. «Многочисленные высказывания и интервью Зубова А.Б. о происходящем на Украине и внешней политике России вызывают возмущение и недоумение в университетской среде. Они идут вразрез с внешнеполитическим курсом России, подвергают безоглядной и безответственной критике действия государства», — говорится в сообщении на сайте МГИМО.