Сносить или не сносить: что будет с Шуховской телебашней на Шаболовке

В понедельник, 24 марта, закончилось общественное обсуждение проекта Минкомсвязи, которым предлагается демонтировать и перенести в другое место телебашню Шухова на Шаболовке. Это не означает, что теперь правительство немедленно примет решение: по словам внука архитектора, главы фонда «Шуховская башня» Владимира Шухова, судьба телебашни по-прежнему находится в подвешенном состоянии. Активисты все еще собирают подписи, но сомневаются, что смогут изменить ситуацию.

На сегодняшний день существует непринятое постановление правительства, согласно которому до 1 мая нужно найти место в пределах Москвы, куда перенести объект. Документ раскритиковали и гражданские активисты, и российские специалисты, и группа европейских инженеров и архитекторов, в том числе Норман Фостер, которые выступили с открытым письмом Владимиру Путину, и Министерство культуры, которому придется найти деньги на перенос и реконструкцию башни.

Владимир Шухов считает, что общественное обсуждение было «профанацией». Он заметил, что проект постановления находится на сайте правительства, а критиковать его можно только на сайте Минкомсвязи. «Тот, кто хочет демонтировать башню, получает отзывы себе. Это все равно, что отдать право пересчета голосов на выборах одной партии», — считает Шухов.

В том, что радикальную идею министерства отклонят, сторонники спасения башни сомневаются. «Мы понимаем, что решение уже принято. Но это не отменяет его безрассудства. Судя по тому, кто подписался под открытым письмом Путину (среди 38 подписавшихся — голландец Рем Колхас, японцы Кенго Кума и Тадао Андо, американцы Элизабет Диллер и Том Мейн. — Примеч. РБК), можно понять, что это катастрофа для мировой архитектуры», — сказал РБК один из авторов открытого письма Ричард Пэр.

Не верят защитники башни и в успешность ее перемещения. В своем открытом письме российские архитекторы и инженеры подчеркивают, что «башня не является сборно-разборным сооружением» и «стоимость квалифицированной разборки и последующей сборки на новом месте превысит стоимость реставрации башни». Шухов утверждает, ее можно «распилить на части и все», а собрать в другом месте невозможно, хотя в конце XIX века первую башню-гиперболоид Шухова перенесли — из Нижнего Новгорода в Липецкую область. Но, как говорит потомок изобретателя, во-первых, она простояла на выставке всего полгода и не успела заржаветь, во-вторых, ее переносили умелые мастера под руководством самого Шухова, в-третьих, ее высота составляла всего 37 м.

Сторонники сохранения башни не услышали весомых аргументов в пользу ее переноса. «Заявление Минкомсвязи о том, что башня может рухнуть и подвергает опасности окружающие ее дома, сильно преувеличено. В таком случае она сложится сверху вниз, поэтому не представляет никакой реальной угрозы домам вокруг нее», — отметил Пэр.

Министерство связи и массовых коммуникаций сегодня содержит объект и обещает взять на себя демонтаж (около 97,2 млн руб., по оценке ведомства). Пока уход за ней, судя по словам Шухова, не слишком обременителен: «Стоит будка с охраной, иногда забираются технические специалисты». А вот перенос обойдется дорого, уверен внук архитектора.

«Ее будут демонтировать и переносить за счет наших налогов. Если стоимость ремонта возрастет в разы, условно говоря, где-то не построят больницу», — заявил глава фонда «Шуховская башня».

Кроме потерянных денег, внук Шухова говорит об утрате памяти и уважения к «нашему Леонардо да Винчи». Шухов придумал гиперболоидную сетчатую оболочку — до него сетчатые конструкции возводили редко: слишком сложен расчет, высоки требования к материалам и монтажу. А запатентованный Шуховым метод применяется в мировой архитектуре до сих пор. Заслуга этого инженера-изобретателя заключается в том, что он догадался использовать гиперболоидные формы при таком строительстве. Не вдаваясь в расшифровку понятия гиперболоид, стоит сказать, что при такой конструкции не нужны изогнутые балки: ажурные башни и выпуклые своды делаются из длинных прямых элементов. При жизни Шухов успел построить в СССР около 200 башен, из которых сохранилась всего пара десятков. Сегодня сетчатые конструкции популярны во всем мире — это дешево и не требует длительного времени.

Пока вопрос повис в воздухе, РБК выбрал десять известных конструкции по патенту Шухова, которые пока не тронули ни коррозия, ни власти.

Дарья Луганская

Фоторепортаж: 10 башен инженера Шухова
Назад

Далее