Рост лизинговых платежей российских авиакомпаний от девальвации рубля увеличит в этом году цену авиабилетов минимум на 200 руб. В низкий сезон потери перевозчиков будут колоссальные, считают эксперты.
С начала года рубль потерял в цене более 10%. Лизинговые контракты авиакомпаний в основном номинированы в валюте, ослабление рубля может привести к росту расходов на лизинг, пояснила аналитик ИК «Регион» Алла Юрова. Издержки в рублевом выражении вырастут на величину обесценения рубля, подтвердил аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Авиакомпании страхуют свои риски, и на практике этот риск, как правило, переносится на конечного клиента, подчеркнул директор Управления по развитию международного бизнеса лизинговой компании «Сбербанк Лизинг» Павел Пискун. Доля лизингового платежа в стоимости билета составляет около 15%, рассказал представитель Росавиации.
В марте средняя стоимость билета составила 12 738 руб., сообщил представитель метапоисковика авиабилетов Aviasales. По подсчетам РБК, более 1900 руб. авиакомпания направит на оплату лизинга. Эта доля вырастет минимум на 200 руб.
Увеличение тарифов произойдет не сразу, пояснил эксперт комитета по транспорту Государственной думы России Роман Гусаров. В первую очередь проиграют от скачка курса валюты авиакомпании, потери которых будут особенно сильными в низкий сезон, когда самолеты заполняются не полностью, отметил он. «Часть компаний либо обанкротится и уйдет с рынка, либо наберет кредитов, а потом эти отсроченные долги будут «висеть» еще долго за компанией, оказывая влияние на стоимость билета», — пояснил Гусаров.
Скачок курса может привести к дополнительным расходам авиакомпаний на лизинг в размере около 15 млн руб. в расчете на один самолет Airbus A320, подсчитал Пискун. В парках крупнейших российских авиакомпаний более сотни самолетов этого семейства. В лизинговых компаниях рассказали, что процентная лизинговая ставка составляет в среднем 1% в месяц от стоимости самолета. Самые распространенные типы Boeing 737 и Airbus A320 стоят 90,5 млн долл. и 93,9 млн долл.
Увеличение лизинговых расходов подтвердил представитель авиакомпании UTair. Все самолеты иностранного производства в парке UTair — в лизинге, а лизинговые платежи производятся в иностранной валюте, пояснил он. Также в иностранной валюте приходится платить за запасные части для технического обслуживания и ремонта самолетов, которые ввозятся из-за рубежа.
В S7 Airlines, «Трансаэро» не стали комментировать потенциальные убытки. Представитель «Аэрофлота» сказал, что лизинговые платежи при отражении в финансовой отчетности по РСБУ в составе расходов увеличатся, при отражении их в финансовой отчетности по МСФО ничего не меняется.
Риски для рубля все еще довольно высоки, но пик остался позади: доллар пока будет в диапазоне 35,85-36,50 руб., евро — 49,90-50,45 руб., считает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. Но потом доллар вернется к плавному росту против рубля на 0,1-0,2% ежемесячно, добавила она.
Елена Аттикова, Денис Ильюшенков