В Крыму закрылись участки для голосования на республиканском референдуме. В 22:00 мск (20:00 по местному времени) начался подсчет голосов.
По итогам подсчета более 50% бюллетеней, за воссоединение с Россиией проголосвали 95,5% избиртелей. 3,5% — за второй варинат ответа, 1% бюллетеней признан недействителным. Такие данные привел глава крымского избиркома, передает корреспондент РБК.
За присоединение Крыма и Севастополя к России проголосовало 93% принявших участие в референдуме, гласят результаты экзит-поллов, проведенных Республиканским институтом социологических и политических исследований (РИСПИ).
Руководителем РИСПИ является Владимир Осипенко, зампред крымского отделения Партии Регионов Украины. Осипенко сказал РБК, что в опросе принимало участие 400 интервьюеров. Как рассказывал РБК один из интервьюеров, они работали в парах, таким образом, опрос выходящих с участках проводился на 200 участках из более чем 1200.
Уже известно, что явка в Крыму составила более 70%, а в Севастополе она превысила 83%. С утра на избирательные участки приходили в основном пожилые люди, но затем активно пошла голосовать и молодежь. Самая низкая явка была зафиксирована в районах с компактным проживанием крымских татар. Руководство меджлиса крымско-татарского народа утверждало, что представители этой национальности полностью игнорировали референдум, однако данные наблюдателей и ЦИК Крыма эти заявления опровергают.
В целом референдум в Крыму прошел спокойно. Украинские СМИ сообщали о различных инцидентах, однако они не могли повлиять на общий ход выборов. Наблюдатели и журналисты также утверждают, что не видели давления на избирателей. «Мы не зафиксировали серьезных нарушений, единичные инциденты не повлияют на результаты голосования», — заявил глава миссии наблюдателей Совета Федерации за проведением референдума в Крыму Валерий Рязанский.
«Чем этот референдум отличается от других? Люди поздравляли друг друга. Особенно хочется отметить тот факт, что было очень мало вызовов на дом. Я видела пожилых людей, которые с трудом, но приходили на участки», — рассказала депутат Европарламента Татьяна Жданок (Латвия) на пресс-конференции по завершению референдма.
Она рассказала, что в группе трех наблюдателей посетила 9 участков. В восемь утра в Симферополе она уже наблюдала очередь из 100 человек. По ее словам, при 1700-1900 избирателей на среднем участке было 50-100 вписанных в дополнительные списки. В Бахчисарае, который она также посетила – все участки работали. «Мы не заметила никаких нарушений», — подытожила она.
Депутат Европарламента Йохан Штадлер (Австрия), который наблюдал за участками в Ялте, заявил что также не увидел никаких нарушений, референдум был организован по высшим международным стандартам. По его словам, сообщения о том, что на каких-то участках были непрозрачные урны, ложны, и он призвал коллег признать результаты референдума.
Член Европарламента Фабрицио Берто пояснил, что он не представляет Европарламент, а находится в Крыму в личном качестве. Он заявил, что по его мнению, референдум прошел без каких бы ты ни было проблем, и он не наблюдал какого-то либо давления на избирателей. По его словам, даже если какие-то международные инстанции не признают результаты референдума, он даст толчок важным дебатам о политическом устройстве мира.
Референдум в Крыму не был признан легитимным ни международным сообществом, ни властями Украины. Вечером 16 марта это подтвердили и госсекретарь США Джон Керри, и представители Евросоюза.
Российский Совет Федерации и главы фракций в Госдуме высказали свою поддержку решению крымских властей.
Конституционный суд Украины признал решение о проведении референдума в Крыму противоречащим Основному закону страны. 15 марта Верховная рада Украины проголосовала за роспуск крымского парламента, однако Верховный совет Крыма этому решению не подчинился.