У России обнаружилась юридическая возможность влиять на то, сколько денег новые власти Украины займут у МВФ и других западных кредиторов. Все дело в одном предложении из 200-страничного меморандума по выпуску еврооблигаций, которые Россия купила у правительства Виктора Януковича в декабре прошлого года.
В проспекте двухлетних евробондов на 3 млрд долл. сказано, что, пока бумаги находятся в обращении, Украина «обязуется поддерживать общий объем госдолга и долга, гарантированного государством, на уровне не более 60% от годового номинального ВВП».
Подобные ковенанты — редкость для суверенных облигаций, отмечает профессор права университета Дьюка в США Миту Гулати, один из авторитетных специалистов по таким сделкам. В финансовом блоке FT Alphaville Гулати пишет, что уже много лет изучает документацию по выпускам суверенных бондов, но с таким ограничением, как у Украины, встречается впервые.
Этот ковенант фактически повторяет положение статьи 18 Бюджетного кодекса Украины. Но, по мнению Гулати, включение его в условия размещения евробондов могло быть сделано по настоянию России. В случае нарушения этого обязательства Россия получает право требовать от Украины досрочного погашения бумаг.
Гривна падает — долг растет
На конец 2013г. коэффициент «долг/ВВП», прописанный в условиях евробондов, составлял 40,5%, следует из материалов украинского Минфина. Но из-за девальвации гривны (с начала года она подешевела к доллару почти на 11%) валютная часть украинского госдолга при пересчете на гривны резко возрастает. Около половины госдолга Украины номинировано в долларах и евро.
Если курс гривны составляет 10 гривен за доллар (сейчас — примерно 9,23), то коэффициент «долг/ВВП» увеличивается до 46% (исходя из номинального ВВП Украины за 2013г.), подсчитал руководитель отдела исследований по развивающимся рынкам Standard Bank Тимоти Эш. Дополнительное обесценение гривны (например, с 10 до 11 гривен за доллар) равнозначно прибавке 2 процентных пунктов к соотношению долга и ВВП. Эш допускает, что уже сейчас долговой коэффициент условно превышает 50% с учетом девальвации гривны и гарантированных Украиной обязательств «Нафтогаза Украины» перед Газпромом.
Что касается знаменателя долговой пропорции, то объем украинского ВВП в 2014г. может оказаться меньше первоначальных ожиданий из-за политических потрясений и разрыва торговых связей с Россией. Кроме того, Украина может потерять Крым, обеспечивающий около 3% ВВП (реальные потери могут оказаться больше в силу мультипликативного фактора). «Если мы учтем потенциальную утрату Крыма, неизбежные экономические последствия беспорядков по всей стране и, наконец, спад ВВП, который обычно наблюдается при программах экономии, предписываемых Международным валютным фондом, долговой коэффициент, вполне вероятно, приблизится к 60%», — считает Гулати.
Новые деньги — старые долги
Потолок долговой нагрузки, оговоренный в проспекте евробондов, означает, что Украине и ее западным кредиторам придется тщательно рассчитать, сколько страна может занять, чтобы не нарушить ковенант. Экономисты Международного института финансов (IIF) ранее оценивали размер возможной финансовой помощи Украине в текущем году в 20-25 млрд долл. Но, по расчетам Тимоти Эша из Standard Bank, даже кредит на 10 млрд евро может поставить долговой коэффициент «в опасную близость» к 60% ВВП.
По оценке вице-президента банковской группы ING по России и СНГ Дмитрия Полевого, чтобы размер украинского долга вырос до 60% ВВП, Киев должен занять еще 32 млрд долл. Но этот расчет исходит из сохранения объема ВВП на прошлогоднем уровне и не учитывает девальвацию гривны.
Всемирный банк недавно сообщил, что может одолжить Украине до 3 млрд долл. в 2014г. США уже пообещали Украине гарантии по займу на сумму до 1 млрд долл., а Евросоюз представил план финансовой помощи на 11 млрд евро в форме займов и грантов. И все это — без учета кредитной программы МВФ, которая призвана играть центральную роль в финансовом спасении Украины.
Россия может потребовать деньги досрочно
Россия получит право потребовать немедленного погашения долга Украиной при нарушении положений ковенанта. Тогда Киеву придется рассчитываться из средств МВФ или Евросоюза. Если же государство откажется досрочно погашать евробонды при нарушении ковенанта, это можно будет квалифицировать как дефолт.
«Сегодня вопрос досрочного погашения долга Украиной не обсуждается, — заявила РБК помощник министра финансов России Светлана Никитина. — Вообще инициировать какие-либо резкие действия против Украины не планируется, подобных вопросов нет на повестке дня».
Но, по мнению председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Натальи Бурыкиной, Россия может воспользоваться своим правом: «По обычной практике, когда есть какие-то особенности выпуска [вроде ковенанты о предельном размере долга], можно предъявлять к выкупу бумаги [досрочно]. Точно так же было по евробондам российских организаций в кризис 1998г. Обычная практика, здесь нет ничего необычного с точки зрения реализации прав инвесторов. По словам парламентария, события на Украине не могут стать основанием для невозврата долга. «Там что — стихийное бедствие? Мне кажется, такие рукотворные дела не являются оправданием», — говорит Бурыкина.
Как можно «выкрутиться»
Но у Украины есть как минимум одна лазейка. В теории государство может отказаться возвращать заем, сославшись на «доктрину одиозных долгов» (odious debts). Речь идет о правовой концепции, по которой новое правительство, считающее прежние власти — коррумпированной диктатурой, может отказаться от долгов свергнутого режима. Правда, для этого еще придется доказать, что деньги, привлеченные правительством Виктора Януковичем, были направлены не на общественное благо, а на личное обогащение людей во власти.
В случае с украинскими евробондами применение этой концепции сомнительно, считают западные эксперты в области права. Скорее всего, большая часть средств, полученных от России, прошла через украинскую казну, а не ее элиту, отмечает профессор школы права Чикагского университета Эрик Познер. Если это так, то Украине придется платить по счетам бывшего правительства, думает эксперт.
Общие принципы международного права заключаются в том, что правительства наследуют долги, накопленные их предшественниками во власти. К примеру, даже новое правительство Ирака после свержения режима Саддама Хусейна решило не прибегать к доктрине «одиозных долгов» и вместо этого реструктурировало долги диктатора в рамках Парижского клуба.
Новый министр экономики Украины Павло Шеремета в интервью РБК daily в начале марта заявил, что Киев не собирается отказываться от долгов перед Россией. «Возможность дефолта даже не проговаривается. Мы уже ведем переговоры и с Евросоюзом, и с другими странами. Именно благодаря привлечению денег от них мы не допустим дефолта», — сказал Шеремета.
При любых сценариях у России будет возможность «тихо» сбыть проблемные украинские евробонды зарубежным инвесторам — например, «фондам-стервятникам», специализирующимся как раз на таких долгах. Формально украинские еврооблигации — это международные бумаги, зарегистрированные на Ирландской бирже и регулируемые английским правом. Россия «не связана никакими ограничениями по поводу продажи части или всех бумаг на рынке в любое время», — оговорено в проспекте евробондов.
Иван Ткачев, Евгений Новиков, Елена Малышева