Несколько выводов о конфликте на таджикско-кыргызской границе на фоне вялотекущих переговоров.
Первый вывод: Нет стратегического мышления в обеих столицах и нет политической воли его решать…
Конфликт выпукло показал низкий уровень властей по обе стороны границы. Чиновники годами не решали проблемы людей и допустили ситуацию до мордобоя и бряцания оружием.
Прогнозировать конфликтные ситуации и предотвращать их одна из главных задач ответственных лиц. Если они не могут это делать, тогда зачем они вообще нужны?
Нет стратегического мышления в обеих столицах, нет политической воли, подавлена инициатива на уровне местной власти, слабы институты гражданского общества.
В итоге два государства, которые несколько последних лет придерживались сходного мнения по многим актуальным проблемам, плечом к плечу пытались отстоять свое право на самостоятельную политику в вопросах гидроэнергетики внезапно стали чуть ли не врагами.
И эта неожиданно вспыхнувшая холодная война Бишкека и Душанбе еще не закончилась.
Обеими сторонами конфликта легко манипулировать
Второе наблюдение тесно связано с первым. Конфликт показал, что обеими сторонами, опять же в силу названных причин можно легко манипулировать. На этот раз к счастью, обошлось без смертей и серьёзной эскалации конфликта. Возможно, потому что не было заинтересованных сил, желающих его разжечь?
Но нет гарантии, что завтра в аналогичной ситуации подобные силы не найдутся.
А чтобы предотвратить рецидивы, нужно провести тщательное и независимое расследование и установить, кто первым начал конфликт и жестко наказать виновных провокаторов.
Но, к сожалению, в текущих условиях это пожелание утопично и до сих пор непонятна, причина конфликта и стоила ли эта овчинка той выделки?
Таджикистан – слабейшее государство в регионе
Конфликт подчеркнул слабость Таджикистана . Рельефно выяснилось, что у Душанбе практически нет рычагов давления ни на одного из своих соседей, в том числе на Кыргызстан.
Конечно, в этом есть объективные причины, связанные в том числе, и тупиковым положением Таджикистана.
Но, проблема в том, что из года в год эти проблемы страны только усугубляются. Хотя ситуацию можно было бы выправлять.
Например, в Душанбе могли бы вовремя подсуетиться и активизироваться в плане строительства ГЭС и развития проекта CASA-100. В этом случае был бы козырь в рукаве, который можно было бы вынуть во время переговоров.
Ну а так козырять было нечем.
Чуть ли не единственной стрелой в колчане таджикской власти оказался бывший оппозиционер, и то чудом уцелевший после многократных зачисток.
А в Бишкеке легко нащупали болевые точки оппонента, перекрыв границы и прекратив транзит грузов в Таджикистан и Афганистан.
Все мы отлично знаем, кому в реальности в Таджикистане принадлежат компании, которые занимаются транзитными поставками грузов в Таджикистан и Афганистан. Если оценить степень влияния этих лиц в Таджикистане, условно можно сказать, что это принцы и принцессы таджикского общества.
Например, в июле 2012, в Хороге охваченном огнем, перемирие объявлялось на время необходимое, чтобы застрявший караван грузов из Китая, принадлежащий одному из этих лиц, мог проехать дальше.
Стрельба прекращалась, баррикады разбирались, машины с дарами Поднебесной, проезжали.
Пусть все сгинут, но интересы принцессы превыше всего! И эти интересы не должны страдать ни при каком раскладе!
В Бишкеке не проявили подобного понимания. В итоге Душанбе даже пришлось просить Ташкент, чтобы он оказали содействие, и ускорил пропуск грузов в Таджикистан.
Конфликт наглядно показал преимущества демократии и открытости
Малоинициативность таджикских чиновников, связанная с проблемой делегирования полномочий (проблемой всех стран, где чуть ли не все решения принимает сам президент), стремление решать все вопросы в закрытом режиме, нежелание общаться со СМИ сослужили для Душанбе дурную службу.
Таджикская сторона не смогла убедительно предоставить миру свою точку зрения и доказать свою правоту! Даже в этом приграничном споре, где у нее на руках были и есть весьма сильные доводы, о том кому действительно должны принадлежать спорные территории.
Мне лично непонятны претензии таджикских коллег и СМИ к вице-премьеру Токону Мамытову, который просто пытался максимально защитить интересы своей страны.
К сожалению, в таджикской делегации равной ему величины не оказалось. Там был Алимардон и Шерали Хайрулло, известными своим участие в других «громких делах», но равных Мамытову не было.
Кстати, в интервью Токон Мамытов говорил о том, что в Катта-Тузе таджикская сторона качала нефть.
Мне как гражданину интересно, куда шла эта нефть? Если в бюджет таджикского государства, то это один расклад. Если в карман отдельных лиц, то другой.
В любом случае интересно узнать из-за чьих шкурных интересов на границе чуть было не пролилась кровь?
Силовики не способны на компромисс и переговоры
Конфликт показал недоговороспособность силовиков обеих сторон. Люди в фуражках и при погонах вели себя также, как они привыкли вести внутри своих стран.
То есть, угрожали, размахивали пистолетами, периодически пытались пострелять. Вместо того чтобы говорить и договариваться.
В принципе в этом поведении нет ничего удивительного. Зная движущие мотивы и манеру поведения силовиков обеих стран (а в этом плане разница минимальна) удивительно, было бы как раз ожидать другого.
Образно говоря, предположим, что если где-то соберется по одну сторону армия шайтана, а по другую сторону армия тьмы, то, можно ли от них ожидать, что они создадут атмосферу пионерского лагеря?
Простой человек пострадал больше всех
Мне неизвестно кто качал нефть на «Катта- Тузе» и кому в карман капали эти деньги. Но, ясно что от конфликта больше всего пострадали простые люди. По обе стороны границы.
Тем, кто жил в страхе в районе конфликта, тех, машины кого забрасывали камнями.
Я бы, например, не имел бы ничего против, если бы чиновники выясняли бы отношения друг с другом. Например, составили бы списки нежелательных лиц, как это делается в развитом мире, арестовали бы их счета и имущество. Или даже вызвали бы друг друга на дуэль.
Товарищ с российским паспортом рассказал, как он вылетал из Бишкека в Душанбе. Его и других иностранцев пропустили без проблем, а таджикских граждан задержали в транзитной зоне.
Потом первыми пропустили троих госслужащих Таджикистана. «Слуги народа» не стали делать патриотических жестов и не стали прикидываться, что для них интересы таджикских граждан превыше всего.
Довольные чиновники просто прошмыгнули в зал. А одна из чиновниц сердито сказала моему товарищу, «почему вы фотографируете в аэропорту, кто вам разрешил, я не хочу чтобы у меня были проблемы»!
Даже заграницей наши чиновники несут свои импульс: симбиоз генов держиморды и премудрого пескаря!
И только перед самым вылетом запустили обладателей простых таджикских паспортов.
Мне кажется, что комментарии излишни, а разговоры о патриотизме все проправительственных изданий это всего лишь наживка для дурачков.
Конфликт показал незрелость гражданского общества по обе стороны границы
Но, самый печальный итог – грязная пена в СМИ, в соцсетях, когда люди, можно сказать, ранее ПРАКТИЧЕСКИ и не видевшие живого таджика или кыргыза вдруг в одночасье решили что сосед — его главный враг, и в его отношении любые приемы хороши.
Выяснилось, что нашим мнением, нашими эмоциями очень легко можно манипулировать, перенаправлять его в нужное кому-то русло. Перестрелка на границе разделила многих людей, ранее считавших друг друга единомышленниками.
И эта тенденция продолжается уже после событий на Майдане и в Крыму, и порой она переходит в настоящую истерию.
Хотя, понятно, что нести основное бремя всех пограничных конфликтов придется опять низам, от которых в наших системах не так много зависит, а не верхам, которые довели ситуацию до точки кипения.
А значит говорить друг с другом должны именно мы, те кто внизу. Хотя, бы договориться о том, что ни при каких-обстоятельствах мы не будем настолько глупы, чтобы стрелять друг в друга.
Марат Мамадшоев,
«Озодагон»