«Посмотрите, как хорошо были подготовлены люди, которые орудовали в Киеве… Почему вы думаете, что в Крыму должно быть хуже?» — так Владимир Путин объяснил появление в Крыму хорошо вооруженных людей, которые за два дня сумели заблокировать военные части регулярной украинской армии. Это местные силы самообороны, а не российские военнослужащие, заявил президент. Сами военные утверждают обратное: они прибыли из России, цель их пребывания – не допустить маневров украинских войск и они останутся в Крыму до местного референдума.
Крымский десант
Корреспонденту РБК удалось поговорить с военным, представившимся подполковником десантных войск, руководящим одним из воинских подразделений в Крыму. По его словам, военные уже стали интересоваться, когда вернутся домой, неопределенность стала раздражающим фактором. Военным ответили, что они будут нести боевое дежурство в Крыму до референдума, который был намечен на 30 марта. Но во вторник глава крымского правительства Сергей Аксенов сказал, что «дата референдума по определению статуса Крыма будет перенесена на более ранний срок».
По словам военного, им приказано блокировать воинские части украинских войск на территории Крыма. Цель — не допустить выноса оружия и переброски войск. «В вооруженные столкновения нам приказано не вступать, необходимо убеждать их добровольно переподчиниться властям автономии. Но для защиты своей жизни при вооруженном нападении оружие применять разрешено»,- рассказал офицер.
Во вторник прозвучали первые выстрелы. Группа украинских военнослужащих под флагом Советской армии пыталась отбить аэропорт Бельбек в Севастополе. Они строем двинулись на автоматчиков, которые сделали несколько предупредительных выстрелов в воздух. Ситуация чуть не дошла до стрельбы по людям. Один из спецназовцев, представившийся крымчанином, сказал, что если украинские военные сделают еще шаг, он выстрелит им по ногам. После этого пыл освободителей поутих. На вооружении военных, взявших под контроль аэропорт Бельбек, был десантный армейский внедорожник «Тигр» с номерами Северо-Кавказского военного округа.
В целом ситуация в Крыму остается под контролем военнослужащих и отрядов самообороны. Военные стали уходить с некоторых точек. В ночь с понедельника на вторник спецназовцы ушли от здания Совета министров Крыма и с улиц Симферополя. Остаются десантники и морпехи пока на аэродромах и возле украинских воинских частей.
В селе Новоозерское военные заняли заброшенное здание по соседству с расположенной воинской частью. Войска также заняли части в Евпатории, Бахчисарае, селе Перевальном, Керчи и Феодосии. Возле каждой украинской части «отряд» примерно из 50 человек, среди которых кроме военных действительно есть представители крымских сил самообороны.
Военный, контрактник-морпех из Новороссийска, как он сам представился (на его форме не было опознавательных нашивок, сама форма — «цифра», используемая в российской армии), ранее рассказывал РБК, что он служит в 7-й десантно-штурмовой бригаде, их по тревоге подняли 26 февраля и перебросили на двух больших десантных кораблях вместе с военной техникой в Севастополь. Оттуда они доехали до Симферополя. Задачу им ставили на месте. Всего, по словам военного, их прибыло около 500 человек. Но он слышал, что на военно-транспортных вертолетах перебросили также десантников из 3-й бригады спецназа ГРУ, дислоцированной в Тольятти.
Военные трофеи
По словам главы крымского правительства Сергея Аксенова, на полуострове также продолжается массовый отказ от подчинения Киеву размещенных в Крыму украинских военнослужащих. Недавно свою поддержку крымским властям выразили сразу три зенитно-ракетных дивизиона. Присягнул на верность новой крымской власти и командующий военно-морскими силами Украины контр-адмирал Денис Березовский.
Более 50% воинских частей Украины уже переподчинены руководству автономной республики, это около 5,5 тыс. военнослужащих, утверждает Аксенов. Остальные части, по его словам, блокированы отрядами самообороны, им выдвинуто условие о переподчинении. Также власти Крыма предложили желающим военнослужащим просто покинуть территории частей и уехать из Крыма. «Мы им предоставим коридор», — заверил Аксенов.
Остальные воинские части крымские власти намерены переподчинить до референдума.
После референдума оборона Крыма ляжет на отряды самообороны и силы создаваемого сейчас минобороны Крыма. О том, что у автономии появится свое военное ведомство, во вторник рассказал Аксенов. Чиновник пообещал сделать зарплаты крымским военнослужащим на уровне российских.
В настоящий момент силы самообороны Крыма, а именно из них будет формироваться крымское Минобороны, составляют 11 тыс. человек. «Они вооружены щитами, палками, кто-то имеет зарегистрированное оружие», — сказал премьер-министр Крыма.
Командирам украинских частей, которые откажутся перейти на сторону властей автономной республики, будет грозить уголовная ответственность. По словам премьер-министра, дела будут возбуждены за подстрекательство солдат к неисполнению приказов. По его словам, рядовой состав хочет перейти на сторону властей Крыма, но им не позволяют командиры. «Мне звонят солдаты, говорят, что хотят переподчинения, но их не выпускают командиры-выходцы из западных регионов», — рассказал Аксенов.
Прокремлевское ополчение
Подполковник, с которым побеседовал корреспондент РБК, рассказал, что обучать крымских военных станут российские спецназовцы. «Мне уже предложили остаться в таком качестве после вывода войск»,- сказал он. Но до сих пор российские силовики действительно могли не принимать участие в подготовке сил самообороны Крыма. Этим могли заниматься многочисленные «добровольцы» из России — их уже тысячи, и многие только собираются выдвигаться.
Лидер движения «Русские» Дмитрий Демушкин (в Крыму находится ряд его соратников и партнеров) в разговоре с РБК оценил в тысячи количество отправившихся туда российских патриотов — казаков, участников прокремлевских молодежных движений, националистов и др.
Пресс-секретарь «Другой России» Александр Аверин отказался пояснить, что сейчас в Крыму делают участники его движения, а также сколько их. Отметив, что они «работают по 23 часа в сутки».
Член бюро политсовета «Родины» Алексей Рылеев рассказал РБК, что сотни его однопартийцев поехали в Крым по собственной инициативе. Например, дружины самобороны Севастополя координирует член «Родины», бывший десантник Андрей Петров. Партия формирует юридические приемные, в которых крымчан консультируют по вопросам гражданства, получения российских паспортов и т.п. По его словам, через близкие «Родине» структуры собраны заявки около 10 тыс. добровольцев, желающих поехать туда, но такой потребности пока нет. «Родина» действует вместе с дружественной ей партией «Русское единство», возглавляющей «новую власть» в Крыму.
Депутат Госдумы от ЛДПР Александр Курдюмов говорит, что ближайшее мероприятие его партии — отправка в конце недели автоколонны с гуманитарной помощью. Пока «жириновцы» не решили, везти ее в Крым или в восточноукраинские области. «Контингент» ЛДПР планируется небольшим, но вещей будет немало — в автоколонне будет задействована даже машина марки «Тигр». По всей стране «жириновцы» собрали данные 1 тыс. добровольцев, готовых, по необходимости, отправиться в Крым.
Собеседник РБК, житель Севастополя Вячеслав С., подтвердил наличие большого количества российских добровольцев. «Они меня вчера чуть не побили. Мы с друзьями фотографировали солдат и не очень-то кричали «Россия-Россия». У меня проверили паспорт, но паспорт у меня российский», — рассказывает Вячеслав. По его словам, российские добровольцы занимаются тем же, что и местные пророссийские активисты — посещают многочисленные концерты русской народной песни и поп-музыки, проводимые крымскими ансамблями, участвуют в блокировании украинских военных баз, патрулировании улиц, в ходе которых пытаются «выявлять бандеровцев». Централизованной организации, единого финансирования этого движения не видно. И в России, и в Крыму достаточно национал-патриотических движений, живо отреагировавших на события в Киеве, и максимально мобилизовавших свои ресурсы.
Иван Петров, Александр Литой