Интернет туркменский: в ожидании свободного доступа…

По словам студента из Москвы, отправляясь домой на каникулы, он заранее предупреждает своих однокурсников, что вероятно будет недоступен в социальных сетях и других интернет-сервисах.

В индексе стран с ограниченным доступом к информации и с несвободными СМИ — Туркменистан в числе первых.

«Хорошие соседи, веселые друзья»

В конце января международная организация «Репортеры без границ» (Reporters without borders) опубликовала свой ежегодный рейтинг «Всемирный индекс свободы прессы — 2013». Отчет организации, содержит оценку состояния медийных свобод в 180 государствах. Также как и в предыдущие годы, Туркменистан стал одним из худших в «Индексе свободы прессы», и расположился рядом с таким странами, как Северная Корея и Эритрея. Вот такое соседство — в компании с наиболее репрессивными и слаборазвитыми странами мира. И сколько бы не уверяли туркменские власти, что Туркменистан – демократическое, светское государство, которое практически ежедневно достигает успехов во всех сферах жизнедеятельности, факты говорят о другом.

А факты вещь упрямая, и вслед за индексом по свободе информации, Туркменистан занял последнюю строчку и в отчете организации “Фридом Хаус” (Freedom House) по уровню политических и гражданских свобод. А организация Хьюман Райтс Вотч (Human Rights Watch) отметила в своем докладе, что в Туркменистане сохраняется “один из самых репрессивных режимов в мире”. В исследованиях всех международных организаций, Туркменистан находится на одном уровне с вышеупомянутыми Северной Кореей, Эритреей, а также c Сирией, Суданом, Бирмой и другими отсталыми странами.

Как же так получается, что туркменские СМИ ежедневно рапортуют о поступательном развитии страны, а международные аналитики из года в год, включают Туркменистан в список стран, в которых нет и намека на какой-либо прогресс?

По всей видимости, такое расхождение в оценках, можно объяснить следующим образом: туркменские власти не считают, отсутствие базовых прав и свобод, серьезным основанием для того, чтобы не называть Туркменистан демократическим, развитым и светским государством. Однако, “называться” и “быть таковым” – это разные понятия! И, в реальности, приходится констатировать, что туркменистанцы лишены свободного доступа к информации. Интернет ограничен, а связь не очень высокого качества. В стране нет свободы слова, нет независимых средств массовой информации, нет популярного и набирающего обороты во всем мире, блогерского сообщества. В общем нет многого из того, без чего жизнь в современном мире интернет-технологий кажется обывателю невозможной. Но обо всем по порядку.

Урезанный интернет

Сказать что интернета в Туркменистане нет вообще, было бы преувеличением. Он есть. Однако интернет до сих пор, удовольствие дорогое и затяжное. Скорость трафика и качество связи — очень низкие, цены — неоправданно высокие. Чтобы открыть одну фотографию, требуется ждать 4-5 минут. За просмотр видеоролика в 5-7 минут приходится заплатить более двух долларов США. Поэтому, так популярный во всем мире мобильный интернет, в Туркменистане многим не по-карману. Повсеместного WI-FI, который стал привычным атрибутом во всех общественных местах в других странах, в Туркменистане тоже нет. Общение посредством Skype также сопряжено с рядом неудобств: собеседников постоянно «выкидывает» из сети, и за один разговор приходится подключаться несколько раз. Кроме этого, туркменистанцы не пользуются видеозвонками, потому что без «картинки» можно хоть как-то поговорить, использование видео делает общение невозможным, слишком низкая скорость. Несмотря на все эти сложности со связью, туркменские власти не спешат отдавать сферу информационно-коммуникативных технологий частным компаниям. Ведь тогда, осуществлять контроль за интернет-активностью туркменских граждан, станет сложнее.

На сегодняшний день провайдеров в Туркменистане два: российский МТС и туркменский Алтын Асыр – оба они являются структурными подразделениями туркменской национальной корпорации «Туркментелеком». Именно «Туркментелеком» занимается выдачей лицензий на предоставление интернет-услуг, он же и контролирует трафик и решает, что дозволенно, а что не желательно черпать в интернете туркменским гражданам. Запреты наложены на все оппозиционные нынешней власти, сайты. Кроме того, заблокированы сайты международных правозащитных организаций, и зарубежных средств массовой информации, которые когда-либо высказывались критично о политической ситуации в стране. А дабы молодежь не увлекалась свободомыслием, ограничен доступ в социальные сети, такие как Facebook, Twitter и к популярным сервисам обмена сообщениями: Viber, WeChat, Whatsapp.

Связи не будет

Молодые туркменистанцы, обучающиеся за рубежом, и привыкшие к повсеместному и дешевому интернету, отмечают, что такого плачевного состояния со связью как на Родине, нет ни в России, ни в Казахстане, ни даже в Белоруссии. По словам студента из Москвы, отправляясь домой на каникулы, он заранее предупреждает своих однокурсников, что вероятно будет недоступен в социальных сетях и других интернет-сервисах. «На всякий случай, если что-то срочное по-учебе, я оставляю домашний телефон», — добавляет он.

Как отмечает другая наша собеседница, работающая в России, каждая ее поездка домой напоминает изоляцию от внешнего мира. «Беспроводного интернета в каждом кафе, как в России, в Туркменистане нет. Месенджеров нет, Файсбук не работает, если где-то и есть интернет, то это медленно и дорого. Через неделю пребывания дома, я начинаю испытывать дискомфорт – ни с друзьями поговорить, ни новостей почитать», — говорит она.

Президент требует доступа в интернет

Не успели западные правозащитники огласить результаты своих исследований, и внести Туркменистан в список стран с неразвитым интернетом, как президент Бердымухамедов тоже затребовал доступа во всемирную паутину. Выступая 22 февраля на заседании правительства, Бердымухамедов заявил: «Надо создать все условия для того, чтобы интернет стал доступной и качественной услугой для каждого гражданина». И потребовал от правительства принять меры по расширению емкости сотовой связи и повышения качества интернета в стране.

Следует отметить, что подобные заявления глава государства делает каждый год, однако свободного доступа в интернет в Туркменистане до сих пор нет. Лозунг «интернет в каждый дом», был одним из пунктов предвыборной кампании Бердымухамедова в 2007 году. Минуло семь лет, а мы все ждем повышения качества связи в стране, в то время когда интернет является неотъемлемой частью жизни всего цивилизованного мирового сообщества.

Айша Бердыева,
«Хроника Туркменистана»