Китайский юань в будущем может занять место доллара в качестве ведущей международной резервной валюты, к такому выводу пришли авторы опроса, проведенного аналитическими и консалтинговыми организациями State Street и Economist Intelligence Unit, среди международных инвесторов, передает американский телеканал CNBC.
В ходе исследования авторы опросили 200 институциональных инвесторов, 100 из которых «расквартированы» в континентальном Китае, другие 100 — за его пределами. Результаты демонстрируют, что 53% участвовавших в исследовании организаций считают, что юань имеет все шансы опередить доллар и стать главной мировой резервной валютой. Китайские инвесторы смотрят в будущее юаня с куда большим оптимизмом. Среди них тех, кто ждет усиления роли юаня, уже 62%.
«Наряду с ростом экономического влияния Китая глобальное значение юаня также становится все более значительным. Более того, после десятилетий «зеленого мира», в котором в качестве ведущей резервной валюты выступал американский доллар, многие сегодня вполне серьезно говорят о «красном мире», где лидирующий статус перейдет к юаню», — говорится в отчете по итогам исследования.
Подобное мнение разделяет член правления Европейского центрального банка Ив Мерш, который накануне заявил, что китайский юань играет все большую роль в международной торговле и инвестициях и в конечном счете может бросить вызов американскому доллару.
Этим заявлениям противоречат скептики интернационализации юаня, которые считают, что китайская национальная валюта никогда не сможет стать достаточно ликвидной во всех классах активов, чтобы служить конкурентной резервной валютой, и что люди никогда не будут доверять юаню настолько, чтобы хранить в этой валюте свои сбережения.
В сентябре 2012г. на международном инвестиционном форуме стран СНГ в Ялте премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал юань одной из перспективнейших резервных валют.
«Пока наши китайские друзья не приняли решение о введении конвертируемости, но как только они это сделают, можете не сомневаться: все присутствующие и отсутствующие государства будут номинировать свои резервы уже в юанях», — сказал Медведев.
Несмотря на то, что юань до сих пор является жестко регулируемой валютой, его популярность в мире стабильно растет. К концу 2013г. он стал второй наиболее используемой валютой в международной торговле и девятой наиболее используемой валютой для осуществления международных платежей.
Недавние действия китайского Центробанка возбудили у аналитиков подозрения, что Китай готовится к расширению валютного коридора юаня, что будет существенным шагом по направлению к его полной либерализации. На данный момент юань может колебаться в пределах 1% по отношению к фиксированному курсу доллара. Однако, как пишет Bloomberg, ссылаясь на экспертов, уже в ближайшее время Народный банк Китая может расширить коридор до 2%.
Либерализация финансовой политики со стороны Пекина, которая включает в себя ограничение валютных интервенций, либерализацию процентных ставок и ослабление ограничений движения капитала, является главной задачей, прежде чем юань сможет «замахнуться» на мировое господство, отмечают авторы исследования. Около 67% респондентов считают, что КНР удастся завершить либерализацию финансов в течение десяти лет, однако большинство инвесторов полагают, что ключевые реформы будут проведены в ближайшие пять лет.
Всерьез китайское правительство начало заниматься этим после 2009г., когда был разрешен расчет в юанях по транснациональным торговым сделкам, упрощен процесс размещения китайских облигаций за рубежом и международным инвесторам была предоставлена возможность инвестировать в активы в национальной валюте Китая.
На данный момент, однако, реформы очень ограничены: в КНР действуют жесткие квоты на объем национальной валюты, который может пересекать границу.
В прошлом году правительство запустило в Шанхае свободную торговую зону в качестве тестовой площадки для финансовых реформ, которые включают введение полной конвертируемости юаня.