Верховная рада Украины 25 февраля приняла заявление, в котором обращается в Международный уголовный суд (МУС) с просьбой привлечь беглого президента страны Виктора Януковича к ответственности за «преступления против человечности». По мнению Рады, эти преступления были совершены во время мирных акций протестов в период с 30 ноября 2013г. по 22 февраля 2014г.
В Международном уголовном суде РБК заявили, что пока не получали от Украины официальных запросов на расследование событий в стране. Более того, на текущий момент Украина не является участником Римского статута МУС, поэтому юрисдикция суда на нее не распространяется.
В числе обвинений, выдвинутых Радой против бывшего руководства Украины, значится неправомерное применение «мер физического воздействия» по отношению к участникам акций в Киеве и других городах. Парламент утверждает, что преступления, совершенные режимом Януковича, повлекли гибель более 100 граждан Украины и других государств и ранения более 2 тыс. человек, из которых 500 находятся в тяжелом состоянии.
Рада обвиняет режим Януковича в применении пыток, таких как незаконное задержание и держание раздетыми догола на морозе и использование водометов для разгона толпы при температуре воздуха ниже 15 градусов, а также в похищениях граждан и незаконном лишении свободы.
Украинские депутаты ссылаются на 7-ю статью Римского статута МУС «Преступления против человечности» и утверждают, что приказы Януковича подпадают под действие этой статьи.
Прецедентная история
В Международном уголовном суде пояснили: даже если Украина ратифицирует Римский статут (страна подписала его 20 января 2000г., но не ратифицировала), юрисдикция МУС не будет распространяться на события, произошедшие до ратификации. Украина может воспользоваться пунктами 2 и 3 статьи 12 Римского статута и направить в МУС декларацию о признании юрисдикции суда в отношении преступлений, совершенных в прошлом (но не ранее 1 июля 2002г.). На эту возможность и ссылается Верховная рада.
В комментарии для РБК пресс-служба МУС подчеркнула, что суд не принимает запросы государств о привлечении к уголовной ответственности конкретных лиц, прокурор МУС рассматривает «ситуации» (например, «ситуацию в Уганде» или «ситуация в Кении»). «Если прокурор открывает расследование, он самостоятельно решает, в отношении каких лиц выпускать повестки о вызове в суд или ордеры на арест», — сообщили в пресс-службе суда. Заявление Рады о привлечении Януковича к международной уголовной ответственности, по сути, не более чем политическое.
Если прокурор МУС все-таки сочтет информацию о преступлениях на Украине достаточной для возбуждения расследования, то Янукович или другие украинские должностные лица попадут в компанию, состоящую исключительно из африканских правителей и военных командиров.
На сегодняшний день в МУС, функционирующем с 2002г., идут процессы в отношении восьми африканских стран, что дает некоторым наблюдателям повод обвинять суд в необъективности. Пять африканских государств (Уганда, Мали, Кот-д’Ивуар, Центральноафриканская Республика и Демократическая Республика Конго) сами обратились в МУС с просьбой расследовать конфликты и насилие на их территориях. В случае с Кенией МУС действовал по собственной инициативе (proprio motu), а Ливия и Судан становились объектом расследования по ходатайству Совета Безопасности ООН.
В ситуации с Украиной вариант, при котором инициатором расследования в МУС выступит Совбез ООН, практические невозможен, так как Россия заблокирует уголовное преследование Януковича и его бывших соратников.
Президент Судана Омар аль-Башир является единственным действующим главой государства, против которого прокурор МУС выдвинул обвинения. Он разыскивается судом по обвинению в геноциде в Дарфуре.
Ситуации в таких странах, как Сирия, Шри-Ланка, Иран и Северная Корея, где шли или идут военные конфликты или чьи лидеры обвиняются правозащитниками в насилии и авторитаризме, не становились объектами внимания гаагского правосудия, поскольку эти государства не подписывали Римский статут или подписали, но не ратифицировали его.
Решая вопрос о целесообразности начала уголовного расследования, МУС отдает приоритет национальным судебным системам. Как «судебный орган последней инстанции» МУС предпочитает не вмешиваться, если надлежащую роль способны выполнить национальные суды. Очевидно, что в этом смысле Украина отличается от таких стран, как Уганда или Мали, где суды не вызывают доверия, поэтому вероятность того, что МУС займется событиями на Украине, невелика.
Пропавший фигурант
Даже если предположить, что МУС выпишет ордер на арест Януковича, подозреваемого еще предстоит разыскать — местонахождение беглого президента по-прежнему остается загадкой. По данным и.о. министра внутренних дел страны Арсена Авакова, последние сведения о Януковиче приходили из района Балаклавы в Крыму в ночь на 24 февраля. Дальнейшая судьба президента окружена слухами. Например, депутат из фракции «Батькивщина» Александр Бригинец сообщал, что Янукович скрывается в бункере при монастыре в городе Волноваха Донецкой области. По данным источников РБК, Янукович находится в России, в подмосковном санатории «Барвиха».
Западные СМИ предполагают, что в теории (учитывая ограничения на его возможные маршруты) Янукович мог перебраться в такие страны, как Россия, Белоруссия, Грузия, Болгария, Румыния или Турция. Британская газета Telegraph иронизирует: президент Румынии Траян Бэсеску заявлял, что его страна готова принять несколько тысяч беженцев из Украины — возможно, изгнанного президента тоже можно считать таковым. А президент Белоруссии Александр Лукашенко в 2010г. приютил на своей территории экс-президента Киргизии Курманбека Бакиева, которого на родине обвиняют в разжигании насилия.
В соответствии с 89-й статьей Римского статута Международный уголовный суд может направить просьбу об аресте обвиняемого лица в любое государство, независимо от того, является ли оно участником статута или нет. Но государства, ратифицировавшие Римский статут, автоматически обязуются сотрудничать с судом. Януковичу наверняка будет спокойнее на территории государств, не ратифицировавших Римский статут. К таким странам относятся, к примеру, Россия, Египет, Иран, Израиль и большинство арабских стран.
Алена Сухаревская, Иван Ткачев, РБК