Развивающиеся страны переживают не лучшие времена. «Золотое десятилетие» для экономик этих государств, начавшееся в новом тысячелетии, окончательно ушло в прошлое, в настоящем же — ухудшение большинства их макроэкономических показателей.
В 2013г. рост китайской экономики замедлился до 7,7% — наименьшего значения за последние 14 лет, притом что в 2003-2007гг. ВВП страны ежегодно прибавлял не менее 10%. Серьезных улучшений по итогам года не ожидают и власти третьей по величине азиатской экономики — Индии. По прогнозам Минфина страны, в 2013-2014 финансовом году ее ВВП увеличится на 4,9% — это всего на 0,4 п.п. больше самого низкого за последнее десятилетие показателя, зафиксированного в 2012-2013 финансовом году. Аналогичная тенденция наблюдается в других развивающихся государствах, и Россия — не исключение.
Российский ВВП по итогам ушедшего года вырос на 1,3%. Это стало худшим результатом для отечественной экономики с кризисного 2009г., когда валовой внутренний продукт рухнул на 7,8%. В прошедшем году экономический рост по сравнению с 2012г. замедлился более чем в два раза, с 2011г. — почти в три раза. «Состояние (экономики в России. — Примеч. РБК) такое же, как и в большинстве развитых и развивающихся рынков мира», — заявил в начале декабря 2013г. премьер-министр Дмитрий Медведев.
Ушедший год показал что, несмотря на все еще нестабильное состояние мировой экономики, часть развитых стран, которые существенно отставали от России по темпам роста в 2000-е гг., смогли обойти ее. Несколько лет назад подобную ситуацию было трудно себе представить.
Происходящее не радует никого
ВВП России с исключением сезонного и календарного факторов в декабре 2013г. по отношению к ноябрю прошлого года не изменился. Показатель замедляется с октября 2013г., когда сезонно очищенный валовой продукт страны увеличился на 0,3%. Как отметил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, тенденция торможения экономического роста, сохраняющаяся в настоящее время, может продлиться и в I квартале 2014г.
«В конце 2013г. негативное влияние на нашу экономику оказал ряд факторов: ее «проседание» после завершения строительства олимпийских объектов, слабость спроса на международных рынках, а также замедление потребительского спроса внутри страны из-за невозможности повышать зарплаты и пенсии прежними темпами», — объясняет главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров.
По мере ухудшения ситуации в экономике России менялась и оценка, которую ей давали власти. В мае 2013г. Медведев определял ее состояние как «средненькое», указывая на то, что не происходит ничего сверхдраматичного, но и ничего хорошего. При этом на Гайдаровском форуме, который прошел в конце января 2014г., премьер дал понять, что динамика развития страны не может не вызывать озабоченности. «Она (ситуация в экономике. — Примеч. РБК) не радует меня, она, естественно, не радует президента, она не радует тех, кто этим занимается», — подчеркнул глава правительства в том же месяце в интервью телекомпании CNN.
И если весной прошлого года Медведев заявлял, что ему бы очень не хотелось, чтобы состояние российской экономики становилось «кислым», то уже в конце прошлого года он охарактеризовал ситуацию именно этим словом. «То есть оно вроде все и ничего: и доходы растут, и зарплаты высокие, применительно к тому, конечно, что раньше было, естественно, и рост зарплат гораздо выше, чем в большинстве стран, а, с другой стороны, ничего более существенного не происходит», — сказал глава кабинета министров.
По мнению профессора Российской экономической школы (РЭШ) Константина Стырина, экономика страны сегодня «топчется на месте». «Сейчас практически нет роста. В трех же сценариях развития экономики, которые Минэкономразвития представляло еще в начале 2013г., фигурировали потенциальные темпы роста ВВП в 4-5%», — напоминает экономист.
Утверждая долгосрочный прогноз социально-экономического развития России до 2030г., в качестве базового сценария правительство весной 2013г. выбрало инновационный — промежуточный между консервативным и форсированным. Но к сентябрю кабинет министров был вынужден остановиться на наименее благоприятном из трех вариантов. Более того, по сравнению с первоначальной версией консервативного сценария Минэкономразвития в начале ноября еще больше понизило его показатели. Ранее прогнозировавшийся средний рост ВВП в 2013-2030гг. в 3,1% ведомство теперь оценивает в 2,5%.
Мнения российских властей и международных институтов о потенциале экономического роста страны расходятся. По словам председателя Центрального банка Эльвиры Набиуллиной, при нынешних институтах и существующей структуре внутренний валовой продукт России может увеличиваться на 3%. Но с этим не согласны эксперты Международного валютного фонда, которые полагают, что экономика страны функционирует сегодня на уровне, близком к потенциальному, и для его повышения нужны структурные реформы. Так считает и Всемирный банк, вынесший вердиктом о том, что Россия находится на пределе своего текущего потенциала роста.
Споры о стагфляции
В самом конце 2013г. Росстат обнародовал данные по годовой инфляции. По итогам 12 месяцев рост потребительских цен в стране составил 6,5%, то есть по сравнению с 2012г. практически не изменился. «Если смотреть на развитые экономики, которые, по-видимому, являются для нас ориентиром, значение инфляции в 6,5% — это много. Приличным можно назвать годовой рост потребительских цен где-то в 3%», — указывает Стырин.
В сочетании с торможением роста ВВП все еще высокий уровень инфляции вызвал у представителей экономических властей споры о том, есть ли в России стагфляция. Одной из первых, кто заговорил о наличии этой проблемы, стала первый заместитель председателя Центробанка Ксения Юдаева. По словам финансиста, стагфляция тянется с прошлого года. Но с Юдаевой не согласилась ее руководитель. По мнению Набиуллиной, в России существует риск стагфляции, но самого явления в стране сейчас нет. Аналогичную позицию заняло Минэкономразвития: Клепач подчеркнул, что о стагфляции можно будет говорить, если темпы экономического роста продолжат замедляться. «Формально стагфляции нет», — согласился с ним Улюкаев.
Заместитель директора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов характеризует сложившуюся ситуацию термином «квазистагфляция». «Формально мы попали в число около 20 государств, оказавшихся в сетке стагфляции. Но лишь формально, поскольку потребительские цены в стране по итогам года выросли в силу некоторых временных факторов, включая неурожай. Никакой инфляции издержек, ведущей к снижению предложения, не было», — говорит экономист.
Представители власти в ушедшем году не смогли найти общего ответа и на вопрос о наличии в России стагнации, то есть застоя производства и торговли на протяжении длительного периода. В сентябре глава Минэкономразвития указывал, что страна пребывает в состоянии стагнации. На это помощник президента Андрей Белоусов заметил, что при наличии значительных резервов, которые есть у России, ее быть не может. «У нас стагнация в головах», — добавил Белоусов.
Многочисленные эксперты с выводом о наличии стагнации лишь в «наших головах» не согласны. Опубликованное в начале февраля 2014г. исследование HSBC показывает, что в январе увеличение деловой активности в сфере услуг в России было близко к стагнации. В частном секторе, по данным финансового конгломерата, экономический рост в первом месяце наступившего года прекратился, в обрабатывающих отраслях объемы производства сократились.
По мнению Института экономической политики имени Егора Гайдара, устойчивая тенденция к снижению темпов увеличения почти всех показателей как реального сектора экономики, так и финансовых индикаторов, наблюдается с середины 2012г.
На западном фронте перемены
В конце 2013г. Медведев, говоря о состоянии российской экономики, отметил, что оно лучше, чем в Европе. «В Европе просто нет роста, есть падение производства», — сказал он. Неясно, подразумевал ли российский премьер все европейские государства, но по итогам прошлого года отдельные страны на континенте уже обошли Россию по темпам экономического роста.
Наибольшего прорыва в Европе в прошлом году добилась экономика Великобритании, которая выросла на 1,9%. За 12 месяцев темпы увеличения ВВП страны ускорились в 9,5 раза, и результат 2013г. стал наилучшим с предкризисного 2007г. Между тем еще в начале прошлого года британской экономике угрожало погружение в третью за последние пять лет рецессию.
«Количество занятого населения продолжает уверенно расти, очень прочные позиции занял сектор строительства, улучшается ситуация на рынке кредитования. Кроме того, оживает главный рынок для британского экспорта — еврозона», — отметил главный экономист ING Джеймс Найтли.
По оценке Национальной статистической службы Великобритании, на сегодняшний день страна отыграла более 80% снижения объема ВВП, которое произошло во время кризиса. Как ожидает Британская торговая палата, в 2014г. объем валового внутреннего продукта превысит докризисный уровень.
Комментируя рекордно низкий рост российского валового продукта по итогам 2013г., Медведев указывал, что ситуация в отечественной экономике «не катастрофична» в сравнении не только с Европой, но и с Соединенными Штатами. Мнения экспертов о том, насколько драматична экономическая ситуация в России в соотнесении с США, расходятся. Но именно в 2013г. темпы роста американского ВВП (1,9%) впервые за последние 16 лет превзошли российский показатель.
Несмотря на последствия 16-дневного «шатдауна» и существенные сокращения расходов федеральных министерств и ведомств, экономика США во второй половине 2013г. росла самыми быстрыми темпами за десятилетие: на 4,1% в III квартале и на 3,2% в последние три месяца года. «К окончанию 2013г. экономика заработала на полную мощь. На сегодня можно сказать, что небо прояснилось и светит солнце», — сказал главный финансовый экономист Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ в Нью-Йорке Крис Рапки.
В отличие от России к концу прошлого году в США заметно ускорился рост объемов промышленного производства. В октябре-декабре 2013г. показатель набрал 5,5% — наибольшее с 2010г. значение. В целом за прошлый год объем промпроизводства в Америке вырос на 2,6%. В России же в прошлом году показатель увеличился на 0,3%, в январе 2014г. он и вовсе снизился на 0,2%.
Существенного прогресса в уходящем году добились Соединенные Штаты и в борьбе с безработицей: в декабре 2013г. ее уровень продолжил 12-месячное снижение — до 6,7%. Благоприятная статистика позволила Федеральной резервной системе объявить в конце года о начале сворачивания программы стимулирования национальной экономики.
Вера в догоняющих тает
Российская экономика продолжит пребывать в непростом положении и в наступившем году. По прогнозу Минэкономразвития страны, в этом году ВВП прибавит 2,5% вместо ранее ожидавшихся 3%. «В 2014г. стагнация в экономике продолжится», — подчеркивал в декабре 2013г. Улюкаев.
Еще меньшего прогресса ожидают от экономики России мировые финансовые организации. Как Международный валютный фонд, так и Всемирный банк понизили прогнозы по росту ВВП страны в 2014г.: до 2% вместо ранее ожидавшихся 3% и до 2,2% вместо 3,1% соответственно. Российский Центробанк и вовсе полагает, что отечественная экономика прибавит в этом году не более 1,5-1,8%.
«Я не ожидаю, что в течение двух лет мы покажем какие-то высокие темпы роста. Думаю, что ВВП в 2014г. вырастет приблизительно на 1,9%. В то же время маловероятно, что мы скатимся в какой-то глубокий кризис с дестабилизацией социально-политической обстановки», — делится прогнозами на этот год главный экономист ФК «Открытие».
Экономика России в 2014г. по темпам увеличения будет более чем в полтора раза отставать от среднемирового показателя (3,7%). Еще быстрее, чем в 2013г., продолжит расти относительно российского валовой внутренний продукт многих развитых стран, прогнозы по которым на 2014г. увеличили все ведущие финансовые институты. По мнению МВФ, экономика США прибавит в этом году 2,8% (+0,2 п.п. к предыдущему прогнозу), Великобритании — 2,4% (+0,5 п.п.), Канады — 2,2% (+0,1 п.п.).
По словам Стырина, перспективы «догоняющих» экономик на ближайшие годы вряд ли можно назвать радужными, в первую очередь, из-за охлаждения к ним инвесторов. Экономист объясняет: с одной стороны, инвесторы несколько устали от извечных проблем развивающихся стран (отсутствие верховенства права, коррупция, плохая инфраструктура), а с другой, они хотят заработать на начавшемся восстановительном росте развитых государств. «2014г. будет, скорее всего, потерян для России. Сейчас интерес к развивающимся странам близок к нулю», — подытоживает профессор РЭШ.
Яков Грабарь, РБК