Протест с человеческим лицом

Минувшие выходные, несмотря на холодную погоду, выдались жаркими для казахстанцев. Две акции протеста на центральной площади Алма-Аты продемонстрировали рост социального напряжения, реакцию на митинги силовиков многие эксперты считают необдуманной.

Девальвация курса тенге 2014 года, в отличие от обвала национальной валюты в 2009 году, не обошлась без социальных потрясений, вылившихся в акции протеста. Они были не многочисленными, на самую масштабную, прошедшую 15 февраля у площади Республики пришло всего около 100 человек. Они выражали свое активное недовольство социальной политикой властей и наряду с экономическими требованиями стали звучать и политические. Многие эксперты обратили внимание на молодеющее лицо казахстанского протеста, так как на этот раз, как правило, аполитичные юноши и девушки в количественном соотношении превзошли основную силу предыдущих протестных акций – старшее поколение.

Политолог Досым Сатпаев в связи с появлением новых лиц во время акций 15 и 16 февраля отметил, что протестные настроения в Казахстане существуют, а главное, что появилась пассионарная молодежь, настроениями которой властям будет трудно пренебрегать. К тому же за 2 протестных дня у акций появились и свои наиболее заметные лица – это Жанар Секербаева и Дулат Жумабеков, два наиболее активных участника акции, прошедшей 15 февраля.

Митинг в Алма-Аты

Протест 16 февраля хоть и не был напрямую связан с девальвацией национальной валюты, ее участники в качестве основной причины недовольства назвали запрет на кружевное белье в странах Таможенного союза. Три активистки Жанна Байтелова, Евгения Плахина и Валерия Ибраева хотели возложить женские трусики к стеле Независимости Дворца Республики, но полицейские преградили им путь. Впоследствии все три участницы акции были задержаны и доставлены в Бостандыкский РУВД города Алматы, затем в спешном порядке прошел суд, участниц приговорили к штрафам в размере 10 минимальных расчетных показателей.

Принимавшая участие в митинге искусствовед Валерия Ибраева рассказала, что во время суда над ней больше всего поразила мотивация ее задержания – «нельзя носить трусы в общественном месте», сказала судья. Однако, в странах ТС, где принимаются своеобразные запреты, против которых и протестовали активисты это не первые задержания людей под странными предлогами. Недавно в Москве винтили людей, которые прогуливались с зонтами по городу в знак солидарности с единственным независимым телеканалом в странах ТС «Дождь».

Валерия Ибраева объяснила, что суть протестной акции заключалось в желании довести все до абсурда, как это сейчас делают сами власти стран ТС. Она говорит, что таким образом три женщины, которые за один день стали беднее на 20 % решили отдать «последние трусы государству».

Однако, несмотря на всю комичность ситуации и на то, что и в первый и во второй день протестующие приходили на мирные акции, (в руках у них не было ничего противозаконного, камней или палок, не было даже плакатов), многие обратили внимание на неоправданно жестокие задержания активистов. Кадры с задержаниями обошли не только российские телеканалы, но и попали в топ-новостей европейских СМИ, существенно подпортив имидж Казахстана.

Была ли оправданна такая агрессия силовиков по отношению к малочисленной и явно не представляющей никакой угрозы для властей группы протестующих. Эксперты считают, что сработали традиционные страхи силовых структур, что акция может выйти из под контроля. На фоне событий на Украине любая социальная активность вызывает опасения. Вместе с тем реакция на мирный протест показывает, что казахстанским властям необходимо вырабатывать цивилизованные формы общения с несогласными гражданами, так как очередной тест на выносливость в отношении критики в свой адрес они не прошли, считают эксперты.

Директор Центра центрально-азиатских исследований Университета КИМЭП Наргис Касенова заметила, что возможно речь идет о постсоветском синдроме. Жива память о том, как народу разрешили «собираться больше трех», а в результате, как многие наверху думают, развалилась супердержава, так что не надо «раскачивать лодку». Также публично выраженное несогласие нарушает картинку всеобщей благодати, а легитимность власти на постсоветском пространстве во многом «нарисованная».

«В целом, пока не сложится институт гражданственности, не будет у нас сильного государства, поскольку сила государства складывается из ответственности граждан за свою страну и их готовность служить общему и общественному интересу, ведь Respublica это «общественное дело». И право определять этот общественный интерес не должно быть узурпировано лишь государством», — отметила Касенова.

Председатель совета Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис подчеркнул, что во всех демократических странах, то есть странах, заявивших, что их общественно-политическое устройство основано на демократических принципах и реализующих эти свои заявления на практике, действуют не разрешительные, а уведомительные процедуры проведения собраний. То есть граждане уведомляют власти о своих планах провести пикет, а власти обязаны помочь им это сделать, охранять порядок, защитить от провокаторов, помочь с прохождением по улицам, перекрывая движение. Потому что власти таких стран понимают, что право на мирное собрание с выражением протеста это одно из основ демократии, форма обращения людей к избранным ими или назначенным властям. При этом во многих странах вообще нет никаких законов о мирных собраниях. Только конституционное положение о праве на мирное собрание.

«Все постсоветские страны — недемократические, что и отражает отношение их властей к праву на мирное собрание. Хотя законы Армении, Молдовы, Грузии и Кыргызстана соответствуют международным стандартам и как раз устанавливают уведомительную процедуру проведения мирных собраний. В Армении, например, даже уведомление добровольное. И если власти не были уведомлены, но если собрание – митинг или пикет — мирное, оно считается законным и подлежит защите государством. В других государствах — Казахстане и всех, кроме Кыргызстана, странах Центральной Азии, а также в России, Беларуси и Азербайджане власти боятся мирных собраний, потому что у них в глазах примеры революций, бархатных и не очень бархатных, когда правительства были вынуждены уходить с политической сцены из-за массовых протестов населения. Иногда мирно, иногда, к сожалению, с кровью, если власти используют оружие против народа. Иногда власти побеждают протестующих, но это исторический тупик. Рано или поздно им придется уйти, если они не научатся уважать людей, слушать и отвечать на их запросы, а не сажать, бить и штрафовать. Пока же власти людям не доверяют и они их боятся. Поэтому расчет только на полицию и внутренние войска», — сказал Жовтис.

Политолог Ерлан Карин отметил kursiv.kz, что, несмотря на то, что во внутренней политике у нас пытаются использовать новые инструменты, в целом сами критерии и параметры оценки политической ситуации остались прежними, то есть «советскими». В том плане, что у нас считается стабильной ситуация, когда якобы все довольны и никто не протестует. Даже когда оценивается общественно-политическая ситуация в том или ином регионе, учитывается сколько акции протеста имели место за определенный период времени. Если больше — то менее стабильна, если меньше — то соответственно обстановка нормальная. Однако это часто мешает объективной и трезвой оценки ситуации, поскольку замер делается по формальным показателям. Отсюда и прорывы ситуации как в случае с Жанаозенем. На тот момент, акции чаще происходили в Алматы, а в Мангистауском регионе фиксировалось меньшее количество акции протеста. Поэтому нужно отказываться от концепции статичной стабильности, и переходить к формату динамичной — ситуация стабильна ни в то время, когда все довольны, а когда есть и недовольные, но их голоса слышат и им отвечают. Нужно уходить от желания тотального контроля, и переходить к модели диалога и нормальной дискуссии, сказал политолог.

Глава Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков говорит, что с одной стороны мы видим группу людей, которые прекрасно осознают свою падающую непопулярность в системе власти; с другой стороны — народ, напуганный и озлобленный, склонный к насилию и разрушению. Следует признать, что и по сей день, постсоветскими государствами руководят люди, являющиеся порождением советской системы. В них немало хороших качеств, но остались и некие атавизмы. Слово «свобода» у этих лидеров непременно ассоциируется с хаосом, анархией и вандализмом. Они не терпят возражений, дискуссий и полемики. Полярность мнений и призывы к политическому плюрализму воспринимаются как происки внешних и внутренних врагов, но это, как правило, люди вчерашнего дня со всеми своими достоинства и недостатками.

«К тому же, следует признать, что долгое нахождение во власти вызывает глубокие и необратимые трансформации в человеке. Государственный деятель постепенно утрачивается способность трезво оценивать происходящие события и принимать эффективные решения. Власть – это очень сильный наркотик, и если вовремя не оторваться от него, он попросту пожирает человеческую личность подобно раковой опухоли. Я далек от стремления идеализировать страны западной демократии. Все эти пороки там также имеют место. Однако есть маленькое «но». Общество выработало некий иммунитет в виде политической системы, позволяющей до минимума довести последствие несовершенства человеческой природы на общество. Сформировалась своеобразная политическая культура, заставляющая государственных деятелей соблюдать этику и правила игры. Возможно, здесь речь идет об эволюционных процессах и невозможности сразу перенести европейские шаблоны на казахстанскую действительность. Согласен. Но можно представить и другие примеры. Страны Персидского залива сегодня неплохо сочетают религиозность и успешное социально-экономическое развитие. Мы приходим к парадоксальному выводу: в определенный исторический период религиозный фактор также может стать своеобразной альтернативой западной демократии и обеспечить долговременное и поступательное развитие общества», — уверил Телибеков.

Известный юрист, адвокат Восточно-Казахстанской областной коллегии адвокатов Гульнара Жуаспаева подчернкула,что подавление митингов показывает, хоть по Конституции мы является демократической страной, а на самом деле до нее еще далеко, так как любые проявления гражданской активности пресекаются со стороны органов. Человек, имеющий свое видение, мышление не угождает государству. Даже в правительстве все депутаты ссылаются только на верховную власть, почти ни у кого из них нет своего мнения.

«В свете произошедших стихийных собраний возле Национального Банка РК, на площади и перед акиматом, видно, что молодежь протестует против политики. Но они действуют не организовано, стихийно, они хотят перемен. Вообще там нет оппозиции как таковой, и заявления тех гражданских активисты, которые вышли в эти дни на площадь, показывают, что просто низы не хотят так дальше жить. А верхи не могут управлять ими. По Ленину, это означает, что назревает протестная ситуация. Против любого протеста народа правительство применяет силу — произвол полиции. Еще нет никакого нарушения со стороны граждан, а они хватают людей, везут в полицию, оформляют выдуманные статьи, а суды, покрывают это, осуждают. Полиция диктует условия для суда, выписывает повестки, назначает за судью время и место рассмотрения. Это говорит о том, что суд у нас так и не стал самостоятельным, он в большинстве своем на стороне обвинения. Потому что апелляция, кассация и надзорная инстанция почти всегда подтверждает решение суда первой инстанции. Вышестоящий суд отвечает за показатели нижестоящего, и он не будет портить свои показатели. Но мы все видим и понимаем, что государству надо выходить на открытый диалог с народом, решать социальные проблемы, быть вместе с людьми, а не закрываться от них кордоном полицейских. Сейчас если этого не произойдет, то завтра уже может быть поздно. Молодежь уже самоорганизуется, этим могут воспользоваться какие-нибудь стороны и использовать ее для достижения своих целей. Нельзя допустить второй Жанаозен. Нефтяники тоже хотели лишь решить трудовой спор и социальные проблемы. А государство в течение 7 -ми месяцев не реагировало. Любые карательные меры только укрепляют дух активистов, протест увеличивается, а нам все нужен диалог. Когда арестовали блогеров после акции у ресторана, где обедал аким Ахметжан Есимов, я ждала, что он заступится за них и признает действия полицейских незаконными. Тем самым, он мог бы поднять свой рейтинг перед горожанами. Потом я себя обманывала, что он, наверное, не знает про них. А когда к нему на прием попали Мурат Телибеков, Жасарал Куанышалин и другие и просили, чтобы выпустили блогеров, то опять никакой реакции. Я была в Женеве в Комитете ООН. Так там перед входом есть специально отведенная площадь для митингующих. Каждый день там проходят митинги, плакаты. Вокруг ни одного полицейского. Все проходит мирно. А возле Европейского суда в Страсбурге также находятся протестующие, даже палатки установлены, видно, что подолгу живут там. И также вокруг ни одного полицейского. Никто этих акций не страшится, и они не приводят к дестабилизации ситуации в стране, так как там уважают право граждан на мирный протест и сами люди от этого дисциплинируются», — сказала Жуаспаева.

Исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау» Еркин Иргалиев отметил, что режимы в ряде постсоветских стран не уверены в своей легитимности и опасаются потерять власть. Это признак слабости, а не силы. Причем угрозу власти в ее глазах представляют не народные массы, а силы внутри «системы». Что же касается права на митинги и их влияния на процесс принятия политических решений – это две большие разницы и очень тонкая субстанция.

«Я не рискну анализировать риски и влияние митинговой активности в контексте политического процесса в Казахстане. У нас это максимально субъективно и невозможно точно очертить сферы и фазы принятия такого решения. Могу только предположить, что это иррациональный страх, имеющий не политическую, а психологическую подоплеку. Нужен анализ поведенческого алгоритма, основанного на механизмах «стаи», доминантной личности. Чисто политологические подходы тут бессильны. Социум, гражданское общество в этом «уравнении» выведены за скобки. Это проявление незрелости власти? Это проявление незрелости общества в целом. Власть не упала к нам с Сириуса. Любая власть в своих действиях всегда отстраивается и подстраивается под «подвластных». Политическое управление всегда сводится к паре-тройке стратегий. Их выбор – это и есть реальная политика. Надо понять, что никто и никогда не дарит ничего «за просто так». В том числе властные полномочия, рычаги и влияние. Проявление гражданской позиции — это и есть угроза существующим сегодня институтам власти. События на Майдане показали, насколько эффективны механизмы гражданского давления. Этот процесс очень прост. Нужны три вещи. Первое – Граждане (именно с большой буквы), объединенные в структуры. Второе – объект, чувствительный к воздействию. Чувствительность может иметь различную природу. Оптимально, если чувствительность имеет синтетическую природу. Третье – сам процесс давления. Организованный, мотивированный, эмоционально заряженный. Поэтому понятно, что грубое насилие со стороны власти — это именно то, что делает успешными подобные механизмы. Лучше всего, когда власти превентивно меняются сами, лишая протестантов «высокой» повестки дня. Остаются лишь социальные претензии, на основе которых не разжечь «Майдан»«, — заметил Иргалиев.

Оказалось, что призывают к разрешению властями мирных митингов не только оппоненты власти и гражданские активисты, но и сами чиновники, которые еще не так давно были сами в политической системе. Сегодня с таким призывом выступил Марат Толибаев, который до декабря 2013 года занимал пост вице-министра сельского хозяйства.

На своей странице в Facebook бывший чиновник написал, что в Казахстане следует разрешить мирные митинги и демонстрации. Не формально, а реально. Это право должно носить не разрешительный, а уведомительный характер. То есть митингующие должны не просить разрешения, а просто предупредить власти, что тогда-то и там-то они собираются провести митинг, шествие или демонстрацию. Места для его проведения должны быть заранее определены властями, но не в отдаленных укромных местах, какие часто акиматы выделяют для этих целей, а на центральных площадях. Власти должны принять меры к обеспечению общественного порядка в указанном районе, но не к разгону демонстрации. Он отметил, что нелегко будет привыкнуть местному чиновнику к мысли, что митингующий — это не враг народа, а такой же гражданин, как и он. И он имеет право таким образом донести до общественности свое мнение. За это не надо его бить, скручивать руки, рвать плакаты, разбивать видеокамеры. Надо дать ему высказаться, конечно, если он не оскорбляет людей, не нападает на прохожих и полицейских, не громит имущество.

«За столетия человечество не придумало в качестве проявления мнения народа ничего лучшего, чем демонстрации, шествия и митинги. Публично высказывать свое мнение – это священное право граждан свободного общества. Кроме того – это прекрасная лакмусовая бумажка для властей для оценки своих действий в глазах народа. Нет ничего плохого в том, что в нашей стране со временем станет привычной картина, когда на площадях стоят группы людей с различными плакатами: «Повысьте пенсии!», «Снизьте коммунальные!», «Не рубите лес!», «Разрешите кружевные трусики!». Это должно стать нормой и не должно никого пугать. Это признак демократического общества. Так живет весь цивилизованный мир. Кто-то скажет, что от митинга и демонстрации недалеко и до революции и переворота. Отвечу. Большинство революций в последние десятилетия происходили как раз там, где митинги запрещены», — подчеркнул Толибаев.

Kursiv.kz