Олимпиада — не только спортивный праздник, но и своеобразная выставка достижений народного хозяйства. Крупнейшие корпорации стремятся заполучить лояльность потребителей, страна-хозяйка — сообщить миру о себе и привлечь туристов и инвесторов, похожие цели и у некоторых других стран. Корреспондент РБК посмотрел, чем удивляют гостей Игр различные дома Олимпийского парка.
Великая, новая, открытая
Россия, естественно, представлена в Олимпийском парке во всех ракурсах. За спортивную гордость отвечает Дом российского болельщика. Здесь можно полюбоваться на коньки Лидии Скобликовой, лыжи Любови Егоровой и коллекцию олимпийских факелов князя Монако, посидеть в настоящем бобе и сразится в настольный хоккей. Особо активные болельщики зарабатывают призы, отвечая на вопросы викторины или демонстрируя спортивную форму в подтягивании и отжимании. Там же можно поболеть за наших у большого экрана, пообщаться с именитыми гостями дома, в числе которых уже побывали президент России Владимир Путин, князь Монако Альберт, Мария Шарапова, Фабио Капелло, Владислав Третьяк и многие другие. Сразу после получения медалей приезжают на чествования в дом болельщика российские победители и призеры Олимпиады.
О том, что Россия — это не только Москва, Петербург и Сочи, рассказывают туристам в огромном павильоне, где представлены все российские регионы. На каждом стенде можно узнать, сколько чемпионов родилось в том или ином регионе, а также чем и кем еще он может гордиться. Ростовскую область представляют казак на фоне станицы, глобус региона, а также знаменитые уроженцы. Например, можно поинтересоваться у интерактивного Чехова его прогнозом на хоккейный матч Россия — США и узнать, что Антон Павлович верит в команду.
Челябинск показывает миру ролик про металлургов и кадры падения метеорита с видеорегистраторов, Ханты-Мансийск и Тюмень — юрты и мамонтов, Чечня и Дагестан — молодых людей в народных костюмах и план туристического кластера, а на стенде Удмуртии можно посмотреть кино про сборку автомата Калашникова.
Самое большое представительство, конечно, у региона — хозяина Игр. Гостям отдельно стоящего дома Краснодарского края предлагают продегустировать вино и приобрести на память игрушечного казака, для американских туристов заготовлена специальная матрешка «из последних президентов США». Правда, знатоков американской истории ждет небольшой сюрприз: в Джордже Буше-младшем спрятался Путин. Но главный акцент в позиционировании Кубани сделан не на матрешках и казачестве, а на открывающуюся в этом году в Сочи трассу «Формулы-1″: длинноногие красотки фотографируются с желающими на фоне болида, а дети пробуют себя в роли пилотов на симуляторах гоночной машины.
На другом краю парка, в отдалении от павильона российских регионов, расположился огромный шатер Дома адыгов. Здесь расположились музей черкесской культуры, концертный зал с музыкантами в шикарных папахах и кунацкая для встреч с особо уважаемыми гостями.
Кроме Дома болельщиков и региональных павильонов за образ страны отвечает Дед Мороз — у него в Олимпийском парке целая резиденция. Внутри гигантского теремка можно посидеть на троне Деда Мороза и посмотреть, как делают вологодские кружева. Здесь же установлена большая сцена, на которой выступает как сам Дед Мороз, так и различные музыканты. Олимпийский Дед Мороз — активный болельщик, его постоянно можно встретить на различных соревнованиях. Корреспонденты РБК познакомились на трибунах и с альтернативным сказочным персонажем: главный казачий Дед Мороз щеголяет в папахе, а вместо снегурочки его сопровождает денщик, но при этом цели у Дедов совпадают — оба приехали поддержать российскую команду.
Гостеприимство по пропускам
Иностранные делегации по-разному подошли к организации своих Домов в Сочи. Свое представительство в Олимпийском парке имеют несколько крупных команд, но большая часть этих домов закрыта для простых посетителей. Несмотря на название «Дом гостеприимства», попасть туда могут только спортсмены и члены делегаций, а также получившие специальное приглашение. По такому принципу, например, живет Дом Соединенных Штатов Америки. В соседнем Доме Канады тоже вход только для своих, но для корреспондента РБК согласились сделать исключение и провели небольшую экскурсию. Внутри оказалось очень весело, десятки канадских болельщиков приходят сюда, чтобы попить домашнего пива, последить на большом экране за происходящим на Олимпиаде и обсудить успехи своих спортсменов. Сами участники Игр после завершения выступлений присоединяются к всеобщему веселью. Происходящее регулируют приехавшие из Канады волонтеры. Проводивший для корреспондентов РБК экскурсию волонтер рассказал, что смог пока только один раз посетить соревнования — командное фигурное катание. «Россия выступала здорово, Плющенко — герой!» — поделился он впечатлениями.
Для посещения болельщиками закрыты далеко не все иностранные дома. Гостей принимают в представительствах Швейцарии и Южной Кореи. Швейцарцы рассказывают посетителям о своих научных достижениях и сотрудничестве с российскими университетами, устраивают концерты и чествуют своих победителей, но основная часть гостей приходит в Дом за гастрономическими удовольствиями: отстояв часовую очередь, можно купить альпийский салат с сосисками и пиво.
Огромный павильон и у хозяев следующей зимней Олимпиады — корейского города Пхенчхан. Внутри — рассказ об особенностях будущих Игр и сравнение с Сочи. Корейцы угощают посетителей чаем и устраивают несколько раз на дню шоу с народными танцами.
А вот хозяева Игр-2020 не слишком привечают посетителей. В Дом гостеприимства Японии можно попасть только по специальным пропускам. Как рассказал РБК глава японской делегации, они говорят о будущей Олимпиаде в Токио на закрытых встречах с крупными инвесторами и представителями различных стран, также приходят спортсмены и сопровождающие их лица, а вот простым японским болельщикам, по его словам, вход сюда тоже закрыт. Глава департамента по подготовке Олимпиады-2020 высоко оценил увиденное в Сочи и собирается перенимать опыт. «Жаль, что нам негде сделать такой великолепный Олимпийский парк в Токио», — заявил Ясухиро Накамори.
Спонсоры на бобах
Есть свои представительства в Олимпийском парке и у крупных компаний — спонсоров Игр. Практически в каждом подобном павильоне можно попробовать себя в том или ином виде спорта: у «Омеги» — покататься в симуляторе боба, в павильоне Сбербанка — заняться скалолазанием, а у «Роснефти» — проехать на горных лыжах с помощью игровой приставки. «МегаФон» предлагает всем желающим увидеть свои лица в огромной трехмерной инсталляции прямо на стене здания. «Кока-кола» приглашает посетить Музей истории напитка, Microsoft угощает чаем и игрой в новый Xbox, а Samsung печатает для желающих «олимпийские» медали на 3D-принтере. Практически во всех павильонах ежедневно проходят встречи с ветеранами-олимпийцами и участниками Игр в Сочи.
Фото Кирилла Сироткина, РБК