С начала февраля в Ашхабаде стали закрываться частные торговые точки, расположенные в подвальных и полуподвальных помещениях и на первых этажах жилых домов. Отдельно стоящие торговые павильоны начали закрываться сразу после наступления нового года.
Как утверждают владельцы магазинов, к ним приходят работники домоуправлений и требуют убирать вывески и закрывать магазины. Никаких официальных предписаний они не показывают, а на словах объясняют по разному. Одному предпринимателю сказали, что мол целая семья отравилась кефиром, купленном в одном из частных магазинчиков, другому, — что власти хотят, чтобы люди покупали продукты не у частников, а в государственных магазинах и крупных торговых центрах, а третьему, — что предполагается открытие сети павильонов мелко-оптовой торговли.
Как бы то ни было, продуктовые магазинчики расположенные прямо в домах, пользовались большой популярностью у местных жителей, цены в них были вполне приемлемыми. Теперь их практически повсеместно закрыли.
В частных беседах предприниматели жалуются, что за последние три года трижды менялись «начальники» у малого бизнеса. Договоры об аренде помещений они заключали вначале в хякямликах (местные администрации), в 2012 году их передали в ведомство Жилищно-коммунального хозяйства, а с октября 2013 года подчинили напрямую Министерству экономики и финансов.
С этого января у малого бизнеса появился еще один «начальник» в лице Союз Промышленников и Предпринимателей Туркменистана (СППТ). Теперь при этой структуре будет что-то вроде ассоциации малого бизнеса. И для всех «малых» бизнесменов разрешение на деятельность будут давать там. Но для начала там требуют вступить в этот Союз и оплачивать ежегодные взносы в размере 1400 манат (около $500). Однако выясняется, что и это не гарантирует разрешения на занятие малым бизнесом. Руководство СППТ будут решать, нужна ли та или иная коммерческая деятельность.
У туркменских бизнесменов и без того хватает проблем. Многие из них с октября месяца не могут продлить договора и лицензии на коммерческую деятельность. Министерство экономики и финансов посылает их в налоговую службу, те в СППТ. А в Союзе им говорят, что ждут какое-то подписанное распоряжение Президента и до тех пор, пока оно не поступит никаких договоров они подписывать не будут.
В Ашхабаде закрылись и некоторые небольшие кафе. В этих магазинчиках и кафе работали люди, которые сами создали для себя рабочие места. Они платили налоги, делали другие отчисления в бюджет. Большинство опечатанноработников теперь пополнят и без того огромную армию безработных.
«Хроника Туркменистана»