ОБСЕ выдвинуло свои рекомендации по итогам президентских выборов

В ОБСЕ считают, что президентские выборы в Таджикистане в целом носили «формальный характер и были лишена политических дебатов, присущих конкурентной избирательной среде, в которой избирателям предоставляется подлинный выбор».

Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека по наблюдению за выборами опубликовала свой заключительный отчет по выборам президента Республики Таджикистан, прошедшим 6 ноября 2013 года.

В Заявлении о предварительных выводах и заключениях от 7 ноября 2013г. сделан вывод о том, что президентские выборы в Таджикистане прошли спокойно, но ограничительные требования по регистрации кандидатов повлекли за собой отсутствие подлинного выбора и полноценного плюрализма. Агитация была формальной и ограничила возможности избирателей осуществить информированный выбор.

Широкомасштабное положительное освещение официальной деятельности действующего Президента государственными средствами массовой информации обеспечило ему значительное преимущество.

Существенные недостатки были замечены в день голосования, включая широко распространённые случаи голосования за других людей, группового голосования и индикаторы незаконного выброса бюллетеней».

К существующим недостаткам, по мнению ОБСЕ, относятся неправомерные ограничения возможности быть кандидатом и нечёткие положения об основополагающих аспектах избирательного процесса относительно регистрации избирателей, порядка проведения агитации и процедур голосования.
Отмеченные ограничения свободы слова не содействуют проведению демократических выборов. Законодательная база нуждается в значительном улучшении.

Отсутствие централизованного реестра избирателей воспрепятствовало проведению перекрёстных проверок возможности неоднократного внесения избирателей в списки избирателей и, таким образом, отсутствовали механизмы по обеспечению целостности процесса регистрации избирателей. Участковые избирательные комиссии предприняли серьезные усилия по уточнению списков избирателей путём обхода по домам. Однако из-за отсутствия чётких инструкций процесс проверки был непоследовательным.

Закон не позволяет выдвигать свои кандидатуры независимым самовыдвиженцам, что не соответствует обязательствам ОБСЕ. Одна из выдвинутых кандидатов, которая не собрала требуемого количества подписей в свою поддержку, столкнулась при сборе подписей с административными препятствиями и заявила о том, что некоторые избиратели не поставили подписи в её поддержку из-за страха преследований со стороны властей.
Требование местным властям заверять бланки для сбора подписей привело к фактическому лишению права граждан Таджикистана, находящихся за рубежом, подписаться в поддержку потенциальных кандидатов. Ограничительные требования к кандидатам, необоснованно большое количество требуемых подписей в поддержку кандидатов и процедурные барьеры для сбора подписей явились значительными препятствиями, которые противоречат обязательствам ОБСЕ и другим международным стандартам демократических выборов.

В целом кампания носила формальный характер и была лишена политических дебатов, присущих конкурентной избирательной среде, в которой избирателям предоставляется подлинный выбор.

Наблюдатели отрицательно оценили процесс голосования в 14% посещенных избирательных участков, что является значительным количеством и отражает систематические нарушения.

Серьёзную озабоченность вызывает несоблюдение механизмов защиты против многократного голосования: голосование за других лиц наблюдалось в 21% посещённых избирательных участков; голосование без удостоверения личности наблюдалось в 34% участков; группы внешне идентичных подписей в списках избирателей наблюдались в 40% участков; признаки незаконного вброса бюллетеней были отмечены в 9% наблюдений. Групповое (или семейное) голосование наблюдалось в 15% избирательных участков. Попытки повлиять на выбор избирателей наблюдались редко, менее одного процента. Урны для голосования не были опечатаны надлежащим образом в 23% наблюдавшихся избирательных участков.

Хотя число интернет-пользователей по-прежнему относительно невелико и сосредоточено в городах, важная роль источников интернет-новостей и социальных сетей как площадки для обмена мнениями растёт. Однако доступ к социальным сетям и новостным вебсайтам периодически блокируется. За два дня до голосования и в день голосования вебсайт частной газеты Oзодагон был недоступен через интернет-провайдеров внутри страны.
Миссией ОБСЕ так же был выдвинут ряд рекомендаций:

  • Необходимы согласованные усилия властей, политических партий, гражданского общества и других участников выборов для решения вопроса с широко распространённой и повторяющейся практикой неоднократного голосования и голосования за других лиц. Серьёзные нарушения процедур голосования необходимо безотлагательно расследовать, так как такие случаи нарушают целостность избирательного процесса. Нарушители, в том числе члены избирательных комиссий, которые вовлечены в такую практику или допускают её, должны привлекаться к ответственности.

  • Необоснованные ограничения права избираться следует исключить из законодательства. Необходимо уделить внимание отмене ценза осёдлости, а требования к знанию языка должны регулироваться подробными и объективными условиями. Помимо этого, независимые самовыдвиженцы должны иметь право на участие в выборах.
  • В соответствии с надлежащей избирательной практикой, количество подписей в поддержку кандидатов может быть уменьшено. Ограничение, согласно которому гражданин может поставить подпись в поддержку только одного кандидата, следует снять, а граждане, проживающие за рубежом, должны иметь возможность участвовать в процессе сбора подписей в поддержку кандидатов.
  • В целях расширения представительности порядок сбора и подтверждения подписей в поддержку кандидатов следует упростить, а период выдвижения кандидатов может быть продлен. Следует установить чёткие объективные критерии недействительности подписей. Эти правила должны быть доведены до общественности задолго до выборов.
  • Властям следует разработать и реализовывать меры по обеспечению чёткого разделения между государством и партией, чтобы предотвратить использование кандидатами своего служебного положения в целях избрания. Местным властям при организации агитационных мероприятий следует ограничить их роль предоставлением практической помощи кандидатам и политическим партиям.