В конце января президент США подписал закон, обязывающий представителей США в советах директоров международных финансовых институтов выступать против одобрения любого займа или документа, которые направлены на поддержку проектов строительства крупных плотин и гидроэнергетических объектов.
Что это означает для Таджикистана?
Учитывая, что США являются крупнейшим акционером и донором основных международных финансовых институтов, строительство Рогунской ГЭС может оказаться под большим вопросом.
Ситуацию комментирует эксперт, инженер Камолидин СИРОЖИДИНОВ.
ИНФОРМАЦИЯ о законе в Интернете встречается в сообщениях директора Ташкентского института «Гидропроект» Сергея Жигарева. Однако автор нигде не указывает наименование закона, срок его вступления в силу и не говорит, на достижение каких основных целей он направлен. Инженер С.Жигарев является известным оппонентом сторонников строительства Рогунской ГЭС, и, возможно, содержание этого закона толкуется им субъективно.
Поиск в Интернете текста закона не увенчался успехом. Поэтому автор этих строк не имел возможности ознакомиться с его конкретным содержанием. Тем не менее, я попытаюсь систематизировать и критически изложить состояние вопроса, с тем чтобы читатель мог легко уяснить суть.
Плотины нанесли поразительный социальный и экологический ущерб
МИНУВШИЙ, 20-й век стал веком больших (крупных) плотин, этих символов современности. Они стали синонимом прогресса и экономического развития. По оценкам, с начала 1990-х годов до начала 2000 года было вложено 2 триллиона долларов в крупные плотины. Пик строительства пришелся на 1970 год, когда в среднем ежедневно по всему миру вводились в эксплуатацию 2-3 крупные плотины. В настоящее время их общее число перевалило за 45 тысяч.
Основной кредитор и финансовый спонсор строительства крупных плотин – это Всемирный банк (ВБ), который поддерживал возведение сотни крупных плотин по всему миру. В настоящее время ВБ больше ориентирован на финансировании реабилитации ГЭС и поддержку обеспечения безопасности плотин, чем на поддержку строительства новых.
Тем не менее, в последние два десятилетия плотины «погрязли» в полемике. Оппоненты говорят, что преимущества были чрезвычайно преувеличены, а их социальные и экологические издержки были в значительной степени проигнорированы. Они считают, что стандартный анализ затрат и выгод, который обычно предшествует решению о строительстве большой плотины, часто игнорирует многие, если не все широкие социальные и экологические последствия создания плотин.
Мы должны признать горькую правду, заключающуюся в том, что только исходя из реальных технических возможностей строительства высокой плотины, оценки инженерно-геологических и сейсмических условий и из экономической целесообразности высота подпора Рогунской ГЭС была определена как 335 метров (при ТЭО и проектировании действительно не были учтены социальные и экологические последствия). На этом фоне становится понятно, почему проект Рогунской ГЭС подвергается тщательной экспертизе на предмет возможного негативного воздействия на окружающую среду и на население.
И вот в 1997 году была создана Всемирная комиссия по плотинам, с задачей: провести строгий независимый обзор эффективности развития крупных плотин и определить международно-признанные критерии, принципы и стандарты для планирования, проектирования, оценки, строительства, эксплуатации, мониторинга и вывода из эксплуатации плотин.
В 2000 году, подводя первые итоги, Комиссия пришли к выводу, что крупные плотины внесли вклад в экономический рост, но неоправданно большой ценой достигалось преимущество крупных плотин – без адекватного учета социально-экологических последствий. Многие проекты плотин не оправдали ожиданий. Во многих осуществленных проектах имели место необратимые потери видов и экосистем (произошли перемены во многих экосистемах), создание водохранилищ с сооружением плотины часто являлось причиной увеличения рисков для здоровья, затоплены миллионы гектаров плодородных земель, переселены миллионы жителей и т.д.
Обнищание и бесправие были правилом, а не исключением в отношении переселенных лиц по всему миру. Словом, многие плотины нанесли поразительный социальный и экологический ущерб.
Более того, Всемирная комиссия по плотинам обнаружила системную ошибку, связанную с недооценкой капитальных затрат на возведение плотин (в среднем на 47%) и завышенной оценкой экономической отдачи от крупномасштабного орошения. Только в отдельных случаях экономические выгоды оказались огромными.
В число оппонентов строительства крупных плотин помимо Всемирной комиссии по плотинам включились Всемирная организация здравоохранения, Международная сеть рек (IRN) и многие другие международные экологические организации. Все эти организации, выходит, проявляли оправданное беспокойство по поводу недостаточно удачных решений по большим плотинам. Наверное, этим и обосновывается целесообразность и необходимость принятия закона.
Компромисс будет найден
ПОЛАГАЮ, что принятие закона косвенно повлияет на исследования по Рогунской ГЭС. Не думаю, что с принятием США этого закона будут внесены коррективы в ТЗ по ОЭСВ и ТЭО Рогунской ГЭС или же будут изменены задачи и мандаты обеих групп независимых международных экспертов (ПЭ). Единственно можно ожидать, что после завершения исследований (лето 2014г.) Всемирный банк, возможно, учтет положения закона в своем заключительном докладе по итогам исследований по Рогунской ГЭС.
Думаю, что в ближайшие месяцы многие страны последуют примеру США и примут аналогичные национальные законы, и международные стандарты будут в будущем четко согласованы с этими законами.
С. Жигарев отмечает, что «на сегодняшний день США являются крупнейшим акционером и донором основных международных финансовых институтов, включая Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международную ассоциацию развития, Азиатский банк развития, Азиатский фонд развития и другие аналогичные финансовые институты, и Соединенные Штаты ввели законодательно закрепленный запрет на поддержку предложений о финансировании и одобрении любых проектов, направленных на строительство плотин и крупных гидроэнергетических объектов во всех международных финансовых институтах, где США являются акционером».
Здесь, наверное «запрет на поддержку» распространяется на строительство новых крупных плотин, а не на достраивающиеся гидроузлы, каковым является Рогунская ГЭС.
В Рогунскую ГЭС по состоянию на начало 2014 года вложено не менее 1,5 млрд долларов США. Ни одна страна, ни один МФИ не допустит того, чтобы эти вложенные средства были омертвлены навсегда. Компромисс и всеобщее согласие заинтересованных стран и народов обязательно будут достигнуты.
Будут максимально минимизированы возможные отрицательные социально-экологические воздействия Рогунской ГЭС.
Несмотря на принятие такого жесткого закона со стороны США, гидроэлектростанции по-прежнему будут строиться, особенно в развивающихся странах, богатых гидроресурсами, каковой является Таджикистан.
Однако должен отметить, что высказанные суждения следует рассматривать как предварительные, основанные на публикации С. Жигарева, так как с самим законом, повторю, ознакомиться не удалось.