Таджикистан, наряду со строительством Рогунской ГЭС, располагает другими возможностями увеличения электроэнергетической мощи республики, считает глава Госкомитета по инвестициям и управлению госимуществом РТ Кодири Косим.
«В этом направлении ведутся ведутся работы по строительству ГЭС «Нурабад-1» и «Нурабад-2», «Шурабад», «Дашти Джум», «Санобод» и «Себзор» в ГБАО», — сказал он в среду на пресс-конференции.
По его словам, Таджикистаном на данный момент используется всего около 6% от электроэнергетического потенциала республики, что составляет 530 млрд. кВт/ч ежегодной выработки.
Кодири Косим подчеркнул большую численность инвесторов, которых привлекает энергетическая отрасль Таджикистана.
Относительно Рогунской ГЭС он отметил, что достройка данной станции может быть осуществлена только после получения оценок проекта со стороны международных экспертов.
Возведению Рогунской ГЭС, проектной мощностью 3,6 тыс. МВт, всячески препятствует Узбекистан. В соседней республике считают, что строительство данного объекта с гигантским водохранилищем в сейсмоактивной зоне представляет опасность для всего центрально-азиатского региона. В Узбекистане также опасаются дисбаланса в вопросе распределения водных ресурсов в регионе после возведения Рогунской ГЭС.
Однако в Таджикистане категорически опровергают возможность подобных сценариев. Многие таджикские эксперты уверены: в действительности Ташкент, прикрываясь вопросами безопасности и экологии, преследует экономические выгоды. «В Узбекистане опасаются окончательно потерять электроэнергетический рынок региона, что вполне реально в случаев ввода в эксплуатацию Рогунской ГЭС», — считает член комитета по энергетике, промышленности, строительству и коммуникации нижней палаты парламента РТ Шоди Шабдолов.
Напомним, в настоящее время Всемирный банк по просьбе правительства Таджикистана финансирует проведение двух ключевых оценочных исследований по Рогунской ГЭС – оценочного технико-экономического исследования (ОТЭИ) и оценки экологического и социального воздействия проекта (ОЭСВ).