21 февраля 2014 года состоится официальный двухдневный визит президента Узбекистана в Прагу. Европейские правозащитники уже готовятся встречать Ислама Каримова протестными акциями: глава «Клуба пламенных сердец» Мутабар Таджибаева обещает, что они громко потребуют от Каримова освободить всех политзаключенных, прекратить пытки в отношении задержанных и заключенных, провести международное расследование андижанских событий, обеспечить условия для работы НПО и гарантировать свободу слова.
О предстоящем визите Ислама Каримова в Прагу «Фергана» поговорила с представителем Human Rights Watch по Центральной Азии Стивом Свердлоу.
- Как вам кажется, почему именно Прага? Некоторые видят в этом приглашении отзвук общеевропейского решения: мол, европейским тяжеловесам неприлично встречаться с диктатором, а на окраине Европы его уже можно принять…
- Мне не кажется, что это общеевропейское или даже общечешское решение. Насколько нам известно, этот визит — личная инициатива президента Чехии Милоша Земана. Сейчас появляются свидетельства того, что в чешском правительстве по-разному оценивают правильность этого приглашения Каримова в Прагу. Бывший министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг тоже недавно выступил с критикой предстоящего визита.
- В чем может быть заинтересованность президента Чехии? Зачем ему Каримов?
- Около двух месяцев назад мы наблюдали, как в Ташкенте побывала чешская делегация. Тогда обсуждались вопросы торговли, экономического сотрудничества. Часто именно этим и объясняют подобные саммиты и визиты — необходимостью достичь какие-то экономические договоренности.
Но сам президент Ислам Каримов очень давно ищет возможности встречаться с западными политиками на очень высоком уровне — особенно после введения санкций по андижанским событиям. Мы знаем, что узбекская сторона высказывает постоянную заинтересованность в таких двусторонних встречах на высшем уровне.
- Что проигрывает Прага от этого визита?
- Как мы писали недавно в одной статье на радио «Свобода», этот визит будет большим ударом по репутации Чешской Республики, которая уже давно является примером демократической страны в Центральной и Восточной Европе. Роль Чехии в отстаивании демократических ценностей неоспорима.
И визит Каримова в Пражскую крепость со многих точек зрения будет носить негативный характер.
Нужно помнить, что Чехия вместе с другими странами — членами ЕС в 2005 году заявила о введении санкций против Ташкента. Многие правозащитники в Узбекистане знают чешское посольство как одно из самых активных в области защиты прав человека, там всегда принимали узбекистанских гражданских активистов. Визит Каримова в Прагу будет сигналом гражданскому обществу.
Кроме того, Чехия принимала беженцев после Андижана. Для этих людей увидеть на чешской земле человека, который отдал приказ стрелять в мирных демонстрантов, — это будет для них и больно, и страшно.
Если визит 21 февраля состоится, то Милош Земан окажется первым главой столь значимой демократической и европейской страны, который примет Каримова на таком уровне.
Недавно президент Узбекистана был в Латвии, но это, согласитесь, иной уровень. А Чехия — это символ демократии, это репутация.
- Но Каримов летал в Брюссель, и его принимали там на высоком уровне…
- Это интересное сравнение. Мы знаем уже из нескольких источников, что Каримова пригласил в Брюссель не глава государства, а НАТО. Связано это было с ролью, которую играет Узбекистан в операции НАТО в Афганистане. Но интересно, что в тот день, когда Каримов был в Брюсселе, как-то оказались слишком заняты и Кэтрин Эштон, Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, и король Бельгии, и министр иностранных дел Бельгии. Не смог встретиться с Каримовым и председатель Европейского Совета Херман Ван Ромпей. С президентом Узбекистана провел встречу только председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, который потом столкнулся с очень серьезной критикой в свой адрес.
На встрече с Каримовым Баррозу поднял несколько вопросов, касающихся соблюдения прав человека в Узбекистане. Но эти требования не были выполнены. Земан же, делая приглашение Каримову от лица главы европейского государства, открывает новую страницу отношений президента Узбекистана с Европой.
Когда президент Чехии будет осмысливать критику, которую он сегодня получает в связи с этим приглашением, ему придется не только ответить на вопрос о демократических ценностях Чешской Республике и о вкладе Праги в развитие демократии. Ему придется вспомнить и опыт Чехии 2001 года.
Милош Земан должен знать, что в том же самом замке, где он собирается принимать Каримова, другой президент Чехии, Вацлав Гавел, встречался с другим гостем из Узбекистана в 2001 году. Тогда по запросу узбекских властей в аэропорту Праги был задержан известный оппозиционер, диссидент и поэт Мухаммад Салих: он тогда прилетел из Норвегии про приглашению «Радио Свобода». Салих должен был встретиться с журналистами и выступить перед аудиторией радиостанции.
Те, кто хорошо знают узбекскую историю, помнят, что Салих бежал из Узбекистана после президентских выборов 1991 года, на которых он был единственным противником Каримова. Салих не победил, но международные наблюдатели никогда не говорили, что те выборы прошли чисто.
Когда Салиха задержали, то Human Rights Watch и другие правозащитные организации призвали Прагу не выдавать его Ташкенту. Уже тогда было известно, что в Узбекистане применяют пытки, а Салиха на родине заочно приговорили к длительному сроку заключения. «Хьюман Райтс» изучал материалы суда: то заседание напоминало сталинское судилище. Братья Салиха к этому времени уже сидели в тюрьме, и мы знали, что их пытали.
Через несколько дней после задержания Салиха президент Вацлав Гавел признал ошибку чешских властей и открыто заявил: он уверен, что Прага не будет возвращать Салиха в Узбекистан. Через несколько дней он пригласил Салиха к себе в Пражский град.
И хотя арест Салиха был позором для Праги, чешские власти сумели исправить ошибку и развернули ситуацию, призвав еще раз защищать демократические ценности и обратить внимание на несоблюдение прав человека в Узбекистане. И этот эпизод не испортил репутацию Праги, а наоборот, укрепил ее.
Мы считаем, что президент Земан тоже должен использовать шанс, у него еще есть время, чтобы отменить визит Каримова. Если президент Узбекистана хочет установить полноценные двусторонние отношения с Европой, он должен доказать миру и международному сообществу, что готов выполнить требования, которые ему выдвинули после Андижана и о которых ему напомнил Баррозу в Брюсселе. Эти требования хорошо известны.
Иржи Юст, корреспондент чешской газеты «Актуалне» в России, говорит, что визит Каримова уже вызвал в Чехии большое возмущение среди журналистов. «У Каримова есть стойкое отрицательное реноме в Чехии. Десять лет назад уже был скандал, когда открылось, что Чехия продает Узбекистану оружие. Тогда очень возмутились НПО, и поставки оружия прекратились. Потом эта история с Салихом… Зачем Чехии нужен Каримов? Ну, наш президент официально заявил, что ценит вклад Узбекистана в борьбу против терроризма. То есть, вопросы партнерства по Афганистану. Еще я думаю, что Европе и США нравится, что у господина Каримова есть расхождения с интеграционными проектами России, он как бы ведет собственную, особенную политику в регионе. Но я надеюсь, что Прага как город не будет принимать участие в мероприятиях, связанных с визитом Ислама Каримова — подобно тому, как мэр нашей столицы отказался принимать Януковича. Впрочем, это лишь мое предположение, никаких официальных распоряжений на этот счет еще не было».
Немедленное освобождение политзаключенных. Немедленное предоставление правозащитникам возможности осуществлять свою деятельность в Ташкенте и дать такую же возможность международным правозащитным организациям, включая Human Rights Watch. Дать возможность журналистам, и местным, и международным, нормально работать в Узбекистане.
Необходимо наладить сотрудничество с механизмами ООН, которое подразумевает немедленное приглашение в Узбекистан спецдокладчиков: уже 11 спецдокладчиков в разных областях прав человека просят разрешения приехать в Ташкент с официальными визитами. Прекратить использование детского и принудительного труда, возобновить доступ Красного Креста в места заключения, и еще несколько требований.
Все эти критерии, по которым можно судить о соблюдении прав человека в стране, опубликованы. И президент Земан подписывал их — в октябре 2010 года, вместе с другими европейскими лидерами.
И когда президент Узбекистана выполнит эти требования, только тогда президент Чехии сможет с чистой совестью принять Каримова в своем замке.
Беседовала Мария Яновская