Минпромторг за развитие всех форматов торговли

Распечатать

Продовольственная инфляция в России за январь побила рекорд 1999 года- почти 4% за месяц. Цены на некоторые продукты не первой необходимости выросли на 200-300%. О том, будет ли вводиться регулирование цен на продовольственном рынке и как сдержать рост цен, нам рассказал заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Мировые цены на продовольствие в январе снизились почти на 2%. А инфляция в России за этот же период побила рекорд 1999 года- почти 4% за месяц.

Виктор Леонидович, добрый день. У меня первый вопрос касается импортозамещения. Как Вы считаете, какие товары из каких отраслей войдут в эту программу в первую очередь? И какие меры уже предпринимает ведомство для реализации программ по импортозамещению?

- Замещать надо все. Но это невозможно. Это не может сделать ни одно государство. Поэтому, безусловно, мы исходим из, прежде всего, замещения тех продуктов, услуг, программного обеспечения, которые являются ключевыми и критическими для безопасности, экономической безопасности нашего государства. Мы составили отраслевые планы импортозамещения, мы их сейчас прорабатываем. До 20 марта будут проходить такие обсуждения. Мы направили запросы, в том числе и в госкорпорации, и в другие ведомства, по предприятиям, и затем эти планы будут уже официально опубликованы. Мы для себя прекрасно понимаем, что, еще раз повторю, должны быть критические виды продукции, при этом имеющие мультипликативный эффект для других отраслей, ну и безусловно востребованные с точки зрения научно-технического потенциала.

- А все же, в каких отраслях сегодня необходимо импортозамещение в первую очередь?

- Я могу назвать, наверно, две основные ключевые отрасли. Это высокотехнологичное станкостроение и оборудование для нефтегазовой промышленности. Почему я назвал их? Потому что в отношении этих продуктов, этих отраслей действуют сегодня экономические санкции, это первое.

Второе, как я уже говорил, они являются ключевыми для экономической безопасности и стабильности нашего государства. Но мы, прежде всего, осматривали те отрасли, где у нас импортозависимость составляет 80% и более, это в приоритете, и дальше по нисходящей.

- Каковы динамика развития импортозамещения в промышленности за последние полгода?

- Ведь у нас импортозамещение не зависело исключительно от того, что в отношении нашей страны были предприняты меры не дружественного характера со стороны ряда государств. Импортозамещение носило, носит и будет носить плановый характер. То есть эти планы и наши программные вещи, связанные с импортозамещением они существуют не первый год. В том числе импортозамещение реализуется в рамках реализации наших государственных программ.

Есть ключевые показатели эффективности, есть и результаты, которые необходимо достичь по всем отраслям. И мы двигаемся в этом направлении. Ну, можно сказать, санкции нас немножко подстегнули, но это и хорошо. Поэтому самое важное, что хотелось бы еще наверно отметить, в связи с кризисом действительно есть проблема с монетарным, финансовым обеспечением поддержки наших предприятий и реализации этих планов. Министр на Государственном совете сказал о том, что мы будем осуществлять эту программу, стараясь не привлекать дополнительных финансовых ресурсов, используя иные механизмы.

Такие механизмы есть. Это таможенно-тарифная политика, таможенно-тарифное регулирование, это вопросы, связанные с субсидированием и поддержкой, проведение предприятиями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. А для этого как раз создавался Фонд развития промышленности, который уже начал функционировать, и там заложены определенные средства достаточно большие. Это и механизмы, которые мы можем применять в рамках технического регулирования и стандартизации, ну и многие, многие другие. То есть не монетарные инструменты мы будем активно использовать. Это очень важно. И самое важное, что они у нас есть, и мы знаем, как этими механизмами, этими инструментами пользоваться.

- Виктор Леонидович, перейду к одной из ваших любимых тем, это тема легкой промышленности. Как планирует ведомство поддерживать эту отрасль, и в целом, каковы перспективы?

- Ну, безусловно, легкая промышленность никогда не была легкой отраслью для нашей страны, для нашей экономики, для нашего министерства. Действительно, тяжелая отрасль с точки зрения ее развития, с точки зрения той конкуренции, которую приходится выдерживать нашим предприятиям, прежде всего конкурируя с азиатским ширпотребом. Очень много продукции завозится оттуда, очень серьезно заполнен рынок. И, к сожалению, очень много продукции, которая завозится нелегально, которая нелегально производится на территории Российской Федерации, очень много контрафактной продукции.

Кстати, именно поэтому по инициативе предпринимательского сообщества, которую конечно мы поддержали, Указом Президента была создана Государственная комиссия по противодействию нелегальному обороту промышленной продукции. Прежде всего это касается потребительского рынка. Ну, статус комиссии подчеркивается тем составом, теми людьми, которые будут входить в эту комиссию, это руководители практически всех ведомств, а возглавлять ее будет Министр промышленности Денис Валентинович Мантуров.

Задача — принятие решений, которые помогли бы нам противодействовать этому узлу, который мешает развиваться нашим предприятиям потребительского рынка не только легкой промышленности, но для легкой промышленности это очень важно. Я бы сказать, что это один из краеугольных камней развития этой отрасли.

Что касается механизмов поддержки. Безусловно, повышение ставок по кредитам, которые привлекаются для отрасли, очень серьезно нарушило инвестиционные планы тех предприятий, которые заявляли о том, что они будут реализовывать приоритетные проекты.

Сейчас, как вы знаете, было уже принято решение, что будет субсидироваться процентная ставка по привлеченным кредитам ни в рамках ставки рефинансирования, а в рамках той ставки, которую сегодня установил Центральный Банк. Но мы все надеемся, что она будет постепенно снижаться, уже это снижение началось.

- Если перейти от темы легкой промышленности к теме продовольствия. На прошлой неделе Росстат опубликовал данные – уровень инфляции за одну неделю составил 0,9%. В прошлом году за весь месяц февраль уровень инфляции был ниже. У меня два вопроса. Во-первых, как Вы считаете, с чем это связано? А, во-вторых, как ведомство планирует бороться с такими показателями?

- Если сравнивать рост цен на продовольствие с кризисом 2008 года, а тогда, я напомню, курс рубля по отношению к доллару упал по-моему на 40%, а сейчас в 2 раза, так вот рост цен на продукты питания, в среднем мы берем на 20%, 18-20%. Мы не говорим сейчас о тех вот фактах и отдельных примерах, которые активно сейчас в прессе обсуждаются, и средствах массовой информации, где-то 400-300 процентных ростах цен по отдельным продовольственным товарам.

Рост цен произошел за год, с января 2014-го по январь 2015-го года по оценкам Росстата – 16%. Мы все-таки более пессимистично это оцениваем вместе, кстати, с представителями, руководителями крупнейших наших торговых сетей. Они эту информацию дают. Это такой же рост, как был в 2008 году. Я могу сказать, что при этом еще и были, как вы помните, продуктовые санкции нами введены в отношении ряда государств, так называемое эмбарго на поставку продовольственных товаров.

Нам удалось, проведя такую кропотливую работу вместе с Министерством сельского хозяйства, с нашими контролирующими органами, Прокуратура, Федеральная антимонопольная служба, провести серьезную работу с тем, чтобы не допустить взрывного роста цен. Безусловно, рост цен еще будет, потому что инфляция на какой-то период времени все равно отстает от девальвации национальной валюты. Она ее догонит.

То, что где-то выросли цены на 500-600 % в результате проверок. Но надо внимательно очень посмотреть на эти материалы. И мы договорились с Прокуратурой провести рабочее совещание, оценить результаты проверки. А это были очень важные, я считаю, мероприятия, проведенные Прокуратурой в течение трех дней проверки по всем субъектам. Это очень хороший сигнал в отрасли, и очень хороший сигнал всему населению нашей страны о том, что власть внимательно смотрит за тем, что происходит.

Я думаю, что это какие-то отдельные позиции тех товаров, которые не пользуются массовым спросом. Мы сейчас очень много практически в Он-лайн режиме работаем и с производителями продовольственных товаров, и с руководителями нашего ритейла для того, чтобы в общем сдерживать совместно цены. И я не могу сказать, что в ритейле в процентном отношении цены повысились практически по всем видам продовольствия меньше, чем у поставщиков.

Удастся ли преодолеть кризисные явления? Безусловно, удастся. Как и во всех других отраслях. Потому что на цены влияет очень много факторов. Это и сезонность, например, если взять овощи, фрукты. И это было всегда — каждый год. Есть конечно спекулятивные позиции, такие как гречка. Об этом уже неоднократно говорили, это неоднократно обсуждали. Зерно – биржевой товар, от этого тоже зависит.

В принципе, у нас в продуктах питания достаточно высока доля импортной составляющей. Вот кажется свекла и капуста растут в наших полях. Но на самом деле, семенной фонд, средства защиты растений, сельхозтехника и соответственно все компоненты, все запасные части. Это все очень сильно добавляет импортозависимость. Мы смотрели вместе с нашими производителями продовольствия в той же самой капусте и свекле до 70% косвенно или впрямую импортная составляющая. Поэтому, безусловно, удорожание иностранной валюты, доллара и евро, влияет на рост цен. И так можно разложить практически по всем позициям продовольствия.

Но, с другой стороны, у нас есть стратегия развития торговли. Она была принята, утверждена. И мы для себя наметили план мероприятий. И самое главное сегодня, это вовлечь в оборот всю ту продукцию, которая производится в Российской Федерации, все то продовольствие, не только крупными фермерскими хозяйствами, но и малыми подсобными хозяйствами, малыми хозяйствами, домохозяйствами.

Мы смотрели аналитику Росстата: 80% картофеля, 50% молочных продуктов, 30% мяса птицы — это то, что не доходит до потребителей, то, что производится этими малыми хозяйствами. Для этого нужны каналы продаж. Каналы продаж, это конечно малые форматы и средние форматы торговли. Вот это надо активно развивать. Не стационарную торговлю, мобильную торговлю. Как это делается во всем мире. У нас действительно не хватает торговых площадей.

Идет борьба за то, чтобы попасть на полку. Производится больше и привозится из-за рубежа больше, чем мы можем разместить в наших торговых сетях. Всех форматов. Я не говорю только про крупные — ярмарки, рынки. Вот это основная задача. Мы сейчас готовим изменения в Законодательстве с тем, чтобы дать такой новый толчок развитию таких форм торговли. И это, прежде всего, ответственность субъектов Российской Федерации. Потому что они планы размещения составляют, они выдают разрешительные документы, они определяют условия аренды земельных участков под такие объекты. Многие субъекты взяли нашу стратегию за основу и на основе этой стратегии приняли свои региональные стратегии развития торговли. И это очень правильно.

- Уже не первый день идут разговоры, что необходимо регулировать цены на продукты. Как Минпромторг относится к этой идее?

- Здесь есть опасности. Есть опасности введения фиксированных цен на продовольствие. Первая опасность, это дефицит. Так или иначе за последние годы мы все привыкли к тому, что у нас очень большой выбор на полках магазинов любых форматов. Если посмотреть на основной базовый набор продуктов питания, социально значимых продуктов питания, все-таки цены более-менее удерживаются сетями.

Это выгодно прежде всего самим продавцам, потому что такие продукты создают трафик, они быстро оборачиваются. И такие продукты нужны. Да, есть наценки на те продукты, которые годами стоят и не продаются, но держатся для ассортимента, там действительно большие наценки. Если мы будем вводить фиксированные цены, не хотелось бы, чтобы продукция пропала с полок магазинов. Это первое.

Второе. Если слишком сильно ужесточать требования к торговле, то я боюсь, что сами производители будут нести потери, потому что никогда ритейлер не возьмет товара больше, чем он сможет продать за определенное время. Ему надо рассчитываться. Сократиться ассортимент, будут меньше брать товаров. Значит, товар будет производиться на склад. А нам необходимо, чтобы товар попадал в оборот. Поэтому, я говорю еще раз: основная задача — дать развитие всем форматам торговли.

Взять пример мобильной торговли, торговли на колесах. Сейчас у нас очень хорошие автомобили производятся, прежде всего нашими автопроизводителями, специально оборудованные. Это специализированная торговля, здесь либо мясо, либо бакалея, либо молочные продукты. Цены по Москве, по Петербургу, вы смотрели, на 20% ниже, чем даже в самых крупных сетях дискаунтерах. Сразу понятно, достигается определенный эффект. Поэтому с введением фиксированных цен нужно быть очень осторожными, во всяком случае, посмотрите опыт Венесуэлы: очереди, дефицит, и никто от этого не выиграл. Поэтому, ни в одной стране мира, которая считает себя развитой страной, и где есть все-таки рыночные взаимоотношения хозяйствующих субъектов, таких решений не принимается.

Но такое право у нас есть. Это право предоставлено Правительству Законом о государственном регулировании торговой деятельности. Если в каком-то субъекте Российской Федерации за 30 дней цены выросли на виды социально значимых продуктов питания, а их перечень тоже существует, более чем на 30%, Правительство вправе ввести ограничение по ценам до 90 дней. В принципе, такое право есть. И если будет такая необходимость, конечно, Правительство будет принимать такие решения.

Беседу провела корреспондент ТК «Россия-24″ Александра Суворова.