Распечатать
Европейские банкиры, находящиеся в депрессии из-за неопределенности в Греции, могут немного взбодриться, если обратят внимание на новости из Франкфурта. Недавно обнародованная Европейским центральным банком (ЕЦБ) программа количественного смягчения (QE) на сумму 1,1 трлн евро ($1,25 трлн) – печатание денег для покупки огромного количества облигаций – должна, бесспорно, воодушевить их.
Скупка активов ЕЦБ и курс евро к доллару
Что касается циников, которые характеризуют QE как политику, созданную исключительно для помощи финансистам, то их можно простить. Банки, в конце концов, занимают гигантские суммы денег (на рынке долговых инструментов, у вкладчиков и других кредиторов) для покупки финансовых активов (например, корпоративные облигации или обещание вернуть кредит с процентами).
Даже потерпевшая фиаско монетарная политика помогает банкам по двум пунктам. С одной стороны, им дешевле занимать, когда процентная ставка движется вниз. С другой стороны, толкая доходность облигаций вниз, ЕЦБ придется поднимать цены на облигации.
Банки, в собственности которых находится огромное количество облигаций, будут крупнейшими продавцами, отмечает британский журнал The Economist.
Не имея QE, банкиры сейчас только бы и думали о надвигающейся дефляции. Падение цен взвинтило бы реальную стоимость долгов заемщиков, что могло бы подтолкнуть некоторых из них к дефолту.
В более широком смысле, если потребители откладывают покупку в надежде, что товары, которые они хотели бы приобрести, вскоре станут дешевле, то от этого страдают все, включая банки. Теперь эта угроза уже не так актуальна.
Решение ЕЦБ имеет другие плюсы. Так, например, оно поможет оживить увядающую европейскую экономику. Программа QE мгновенно привела к снижению евро, что стало отличной новостью для экспортеров. Некоторые из них могут даже решить, что с ростом зарубежного спроса наступило время, когда можно взять кредит на расширение бизнеса.
На экспорт приходится более четверти производства еврозоны, более высокая доля, чем в других частях богатого мира, поэтому даже небольшое увеличение приводит к заметному эффекту.
Но QE таит также определенную угрозу банковской марже. Основой прибыли кредитора является разница между тем, что он берет с заемщика, и процентами, которые он выплачивает вкладчику. Однако очень немногие вкладчики сегодня получают какой-либо процент за свои вклады, и банкам сложно предложить им отрицательный процент. Заемщики в свою очередь надеются получить более дешевые кредиты. В итоге получается не очень приятная вилка.
На рынке распространено мнение, что ЕЦБ сохранит низкую ставку в течение длительного времени. Но это угрожает другой прибыльной хитрости: банки многократно занимают деньги на короткий период, при этом предоставляют кредиты на длительный срок.
Динамика ключевой ставки ЕЦБ
Подобная трансформация краткосрочных депозитов в более долгосрочные кредиты (maturity transformation) приносит банкам неплохую прибыль в спокойное время, когда процентная ставка для долгосрочного заимствования намного выше, чем для краткосрочного кредита.
Если процентная ставка сохранится низкой в течение длительного периода времени, это приведет к серьезному уменьшению разрыва в ставках для кредитов с различными сроками погашения, а вместе с этим и к уменьшению возможной прибыли банков.
Рекордно низкий уровень прибыли может сохраниться довольно долго: в Японии и Америке периодические QE привели к сохранению низкой процентной маржи в течение десятилетий.
Существуют также и другие угрозы, среди которых обострение ситуации в Греции, возможный дефолт по российским кредитам, а также низкие доходы нефтяных компаний.
Многие банки сегодня живут на грани выживания, и если QE поможет им избежать дополнительных потрясений, то это будет облегчением не только для них, но и для обычных, но финансово встревоженных граждан.