Распечатать
Марио Драги наконец решился. В четверг ЕЦБ объявил о масштабной программе выкупа активов, которая по своим объемам и характеристикаv превзошла ожидания рынка. Это последняя попытка регулятора победить дефляцию и возродить экономический рост в еврозоне, сработает ли?
Для начала напомним суть решений, принятых накануне. В ходе двухдневного заседания Совета управляющих ЕЦБ было принято решение направить на выкуп обеспеченных активами ценных бумаг (ABS) около 60 млрд евро, причем программа будет продолжаться как минимум до сентября 2016 г. Регулятор будет выкупать как суверенные облигации, так и корпоративные облигации, срок обращения которых составляет от 2 до 30 лет.
Размеры покупки активов ЕЦБ будут основаны на взносах центробанков отдельных стран в капитал ЦБ.
Это уже второй сюрприз для рынка с момента вступления господина Драги в должность председателя Европейского центрального банка. Первый раз, в середине 2012 г., Драги пообещал сделать все необходимое, чтобы оградить еврозону от кризисных явлений, на что рынки тогда отреагировали крайне позитивно, а доходности гособлигаций стран валютного блока начали стремительно снижаться. Тогда, кстати, ЕЦБ не потратил на выкуп облигаций ни одного евро.
На этот раз затраты предусмотрены, причем затраты колоссальные. Сам по себе запуск QE ни для кого не стал неожиданностью, удивил объем программы — не менее 1,1 трлн евро.
На этом фоне единая европейская валюта продолжила снижаться, и в паре с долларом США опустилась до минимума с 2003 г. С мая 2014 г. она евро потеряла уже 20%. Что ж, это как раз то, чего хотел Драги. Согласно его плану европейская экономика должна начать свое восстановление благодаря экспорту, а слабость валюты лишь облегчит этот процесс. Более того, вчера Марио Драги дал понять, что программа количественного смягчения будет продолжаться до тех пор, пока регулятор не увидит устойчивой корректировки траектории инфляции.
Теперь о главном, поможет ли QE экономике?
Эксперты сходятся во мнении, что, безусловно, поможет, но экономического чуда не произойдет.
«Нет никакой гарантии, что QE будет работать», — сказал Reuters экономист ING Financial Markets Карстен Бржески. «ЕЦБ может подготовить почву для увеличения инвестиций, но он не в состоянии заставить потребителей больше тратить, а компании инвестировать», — добавил он.
Действительно, несмотря на весь оптимизм, ЕЦБ фактически признал, что других инструментов у него не осталось. Более того, Драги хочет чтобы правительства стран еврозоны быстро и эффективно проводили необходимые реформы, а делать это в условиях QE они вряд ли будут спешить. Об этом, кстати, предупреждал руководитель Бундесбанка Йенс Вайдман.
Если реформы действительно будут буксовать, Марио Драги уже вряд ли сможет повлиять на ситуацию, его «ящик с патронами» уже практически пуст.