Распечатать
Индекс Baltic Dry, источник: Bloomberg.
Индекс Baltic Dry, который однажды уже предсказал начало мирового финансового кризиса, опустился до минимума за 28 лет. Кроме того, мы заметили, что его текущее значение — 666. Как относиться к подобным новостям?Опережающий индикатор
Baltic Dry — это Балтийский фрахтовый индекс, который отражает спрос на морские грузоперевозки через стоимость логистики. Его также считают одним из косвенных индикаторов реальной экономической ситуации в мире. Всего за несколько месяцев до кризиса 2008г. Baltic Dry рухнул на 90%. Это при том, что в индекс включены сухие грузы, например уголь и железо, а также продовольственные товары, которые вплоть до обвала финансовой системы неуклонно дорожали. Именно поэтому Baltic Dry считают опережающим индикатором. Он обычно обваливается до того, как в системе началась цепная реакция.
Спрос на суда для перевозки грузов резко падает, их не удается полностью загрузить, наступает кризис логистики. И наоборот, когда экономика вдруг уходит в рост, требуется больше контейнеровозов, а построить их моментально невозможно, поэтому Балтийский фрахтовый индекс улетает в небеса.
За последние же три месяца он просел на 50%, в итоге опустившись ниже кризисных уровней.
«Полундра?»
Для тех, у кого появилось желание фрахтовать все, что под руку попадется и плыть куда подальше, немного разумного скепсиса. Во-первых, снижаются котировки нефти, а вслед за ними дешевеет и топливо. В результате перевозить грузы стало проще.
Во-вторых, постройка кораблей действительно дело не быстрое, а лишние суда просто стоят на якоре и никуда не исчезают. Часто на рынке складывается ситуация, в которой верфи, стараясь удовлетворить спрос со стороны клиентов, строят слишком много сухогрузов.
Ссылки по теме
- Обрушение Baltic Dry Index и корейских заказов
- Индекс Baltic Dry снижается до рекордных значений
- 7 ненадежных экономических индикаторов
- Глобальный спад сухогрузных перевозок хуже, чем в 2008 году
Представим такую цепочку событий: в феврале для перевозки пшеницы необходимо было использовать 9 кораблей, а в марте верфь получила заказ на строительство еще одного, так как спрос вырос. Закончив работы, компания-заказчик столкнулась к снижению спроса до февральских уровней, и значит одно судно оказалось лишним. Baltic Dry обрушился из-за превосходства предложения над спросом, хотя по факту всего пару месяцев назад спрос был ровно таким же.
По этой причине нельзя считать Балтийский фрахтовый индекс идеальным индикатором. Перед кризисом было создано столько сухогрузов и контейнеровозов, что с тех пор Baltic Dry так и не вернулся на свои прежние рекордные уровни. В целом сегодня возить грузы приходится дешевле не только из-за низких котировок нефти, но и по другим причинам, например, из-за колебания курсов валют. Интересно будет посмотреть, что будет дальше. По идее, дешевая логистика сама по себе должна рано или поздно толкнуть Baltic Dry вверх. Если же этого не произойдет, и после 666 мы увидим дальнейшее снижение, можно будет говорить если и не о глобальном кризисе, то, по крайней мере, о серьезных проблемах у компаний, занимающихся морскими перевозчиками.