Строительство железнодорожного участка Вахдат — Яван стало реальностью, и вскоре новая железная дорога в республике должна будет вступить в строй. Данный участок имеет международное значение, во всяком случае, окажет влияние на всю экономику Таджикистана в целом.
Китайский Экспортно-импортный банк («Эксимбанк») выделил на строительство кредит в размере 68 млн долларов, и соглашение об этом ратифицировано нижней палатой парламента Таджикистана. Строительство железной дороги уже начато, на него уже было израсходовано, по словам директора ГУП «ТЖД» Комила Мирзоалиева, 260 млн сомони (что по текущему курсу около 47,3 млн долларов). Для реализации этого проекта нужно еще 72 млн долларов, из чего следует, что участок железной дороги освоил капитальные вложения на 40%. К августу 2014 года было построено 8,4 км железной дороги, чуть менее 25% ее протяженности.
Предстоит еще выполнить большой объем строительных работ, в частности соорудить три тоннеля и 11 мостов.
В новостных сообщениях на эту тему обычно говорится, что новая железная дорога сократит затраты на перевозки грузов из Душанбе в Курган-Тюбе в пять раз по сравнению с нынешними условиями, когда груз отправляется через Узбекистан. Однако эта точка зрения, безусловно правильная, все же не отражает всего значения небольшого железнодорожного участка протяженностью 40,7 км. Значение железной дороги Вахдат — Яван гораздо больше, нежели просто удешевление перевозок. Эта стройка стоит того, чтобы принимать определенные кредитные тяготы.
Во-первых, строительство этой дороги будет важным шагом на пути создания целостной железнодорожной системы в Таджикистане, которая сейчас представлена тремя разрозненными и не соединенными между собой ветками. На западе республики это ветка Термез (Узбекистан) — Душанбе — Вахдат, а на юге — ветка Термез (Узбекистан) — Курган-Тюбе — Яван. Это положение не только значительно удорожило перевозки, поскольку грузы отправлялись по окружному маршруту, но и ставит одну из важнейших отраслей экономики Таджикистана под контроль соседнего государства, отношения с которым были и остаются непростыми. Достаточно вспомнить, как Узбекистан несколько лет держал Таджикистан в транспортной блокаде, пытаясь воспрепятствовать строительству Рогунской ГЭС, а также в ноябре 2011 года закрыл и частично демонтировал участок железной дороги Галаба — Амузанг, ведущий к границе Таджикистана и далее в Курган-Тюбе. Внятных объяснений этому узбекская сторона не дала, но ссылалась на действия террористов и стихийные бедствия. Этот участок, по всей видимости, до сих пор не восстановлен; по крайней мере этот вопрос обсуждался в мае 2014 года на конференции по проблемам интеграции в области транспорта стран-членов ШОС в Душанбе, но обсуждение ничего не дало. Раз так, то Хатлонская область, то есть весь более или менее населенный Юг Таджикистана, по существу, отрезана от железнодорожного сообщения, и решить эту проблему можно только путем скорейшего строительства ветки Вахдат — Яван. Строительство и ввод в строй этой ветки разрушит транспортную блокаду Юга Таджикистана если не целиком, то, по крайней мере, в сообщении со столицей.
Во-вторых, существует проект строительства железной дороги из Туркменистана в Таджикистан через территорию Афганистана. Туркменистан уже стал строить свой участок этой железной дороги Атамурат — Имамназар — Акина (Афганистан) и предполагает, что в 2015 году этот отрезок железнодорожного пути будет готов. Афганский и таджикский участки пока прорабатываются, однако по таджикскому участку дело сдвинулось. В декабре 2014 года Азиатский банк развития принял решение о выделении 9 млн долларов на разработку ТЭО участка, предусматривающего выбор одного из двух вариантов, а также строительство моста через Амударью. Строительство этой магистрали также будет вестись за счет иностранных заимствований.
Пока, конечно, до победного финала этого строительства еще далеко, но уже сейчас вполне очевидно, что эта железная дорога откроет Таджикистану дорогу до порта на Каспийском море — Туркменбаши, откуда суда могут пройти Волго-Донским каналом из Каспийского моря в Азовское и Черное, а далее в Средиземное море. Этот маршрут ведет на весьма перспективные для таджикского экспорта рынки, в частности в Турцию. Поскольку Туркменистан в последние годы стал крупным производителем нефтепродуктов, то для Таджикистана открывается еще один источник получения моторного топлива.
Скорее всего, когда будет достроен афганский участок этой железной дороги, уже будет достроена и введена в строй иранская железная дорога до Герата, и, возможно, будет разработан проект стыкования железных дорог на севере Афганистана с этой иранской веткой. Две этих ветки: одна в Туркменистан, а другая в Иран — будут для Таджикистана дорогами в большой мир, удобными путями для вывоза экспортных товаров и для ввоза импорта, в особенности нефтепродуктов и нефтехимии. Строительство отрезка Вахдат — Яван очень важно, поскольку с его вводом к присоединению к этой системе транзитных железных дорог в Афганистане будет готова вся наиболее промышленно развитая часть Таджикистана.
Понятно, что это — перспектива примерно 10-15 лет, однако в железнодорожном строительстве нужно учитывать эту перспективу. Исходя из этого, можно сказать, что дорогу Вахдат – Яван нельзя воспринимать только как внутритаджикскую. Она имеет и международное значение, во всяком случае, окажет влияние на всю экономику Таджикистана в целом.
В принципе, можно не ждать достройки транзитной дороги. Подобный транзит грузов можно начать и в ближайшем будущем, перевозя его автомобилями через Афганистан к конечным станциям туркменской железной дороги, но для этого надо, чтобы была достроена дорога Вахдат — Яван. Тогда будут ощутимо экономиться расходы на автомобильную перевозку за счет того, что перегрузка с железнодорожного транспорта на грузовик будет осуществляться вблизи афганской границы.
В-третьих, что имеет большое перспективное значение, строительство дороги Вахдат — Яван позволит более интенсивно развивать сельское хозяйство и промышленность Хатлонской области, да и вообще Юга Таджикистана. Сырье и промышленная продукция могут вывозиться в столицу, а также на экспорт железнодорожным транспортом в гораздо большем объеме, чем это может обеспечить автомобильный транспорт, и со значительно меньшими транспортными издержками. Первоначально — через Узбекистан, а потом и через Афганистан, когда будет построена железная дорога. В последнем случае Юг Таджикистана получает очень хорошие условия для развития, приобретая доступ к широким и весьма емким рынкам стран Среднего Востока и к транзиту в порты.
Итак, значение железной дороги Вахдат — Яван состоит, во-первых, в разрушении транспортной блокады Южного Таджикистана, во-вторых, в подключении ресурсов и продукции южной части республики к экспорту в более значительных масштабах и, в-третьих, в подготовке к соединению с железными дорогами Афганистана, Туркменистана и Ирана, которые будут дорогой в большой мир, не зависимой ни от каких соседей.