Распечатать
Семья Бушей
В августе кандидаты в президенты США впервые соберутся для дискуссии, и от Республиканской партии могут быть сразу три кандидата, чьи отцы также баллотировались на пост президента. И кто бы не победил из них, они могут столкнуться с женой бывшего президента в следующем году.
Довольно странно, что страна, основанная на принципе враждебности по отношению к наследуемому статусу, должна быть терпима к подобным династиям. В США никогда не было королей, но это не мешает существованию такого своеобразного наследия.
Томас Джефферсон провел различие между естественной аристократией добродетели и таланта, которая является благом для народа, и искусственной аристократии, основанной на богатстве и роде, которая «душит» народ.
Сам Джефферсон был гибридом этих двух типов: блестящий адвокат, который унаследовал 11 тыс. акров и 135 рабов от своего отца.
И сами американцы все чаще задаются вопросам, как так получилось, что дети богатых родителей не только превосходят своих сверстников по размеру капитала, но зачастую они также более успешны, отмечает The Economist.
Интеллектуальный капитал является очень интересным активом, и он становится все более и более наследуемым. Сейчас умные и успешные мужчины значительно чаще женятся на умных и успешных женщинах, чем в предыдущие поколения. По некоторым оценкам, такие браки увеличивают неравенство на 25%.
Дети богатых и успешных родителей зачастую воспитываются в более стабильной обстановке, получают лучшее образование, и у них просто больше возможностей.
Конечно, университеты, которые формируют американскую элиту, ищут талантливых выходцев из всех слоев общества, и умные дети из бедных семей могут достичь успеха, даже не имея денег. Но для большинства студентов среднего класса приходится залезать в долги, чтобы оплатить обучение в колледже, не говоря уже про аспирантуру, которая сейчас желательна для многих хороших рабочих мест.
Молодой выпускник колледжа зарабатывает на 63% больше, чем выпускник школы, если они оба работают полный рабочий день. При этом у выпускника средней школы устроиться на такую работу значительно меньше шансов.
Сейчас в США разрыв между богатыми и бедными больше, чем где-либо еще в богатых странах мира. Также это связано с тем, что система образования предполагается огромную стоимость, которая также выше, чем в других странах мира.
Такая ситуация привела к тому, что Америка в лице правительства тратит больше денег на школы в богатых районах, чем в бедных. Такое происходит всего в трех развитых странах мира.
При этом стоимость обучения в университете с 1980 г. росла в 17 раз быстрее, чем медиана доходов. Отчасти студентам приходится платить за дорогие здания и бессмысленную бюрократию. И многие университеты, при прочих равных условиях, действуют в пользу детей своих выпускников.
Заменить родителей, которые занимаются со своими детьми с раннего возраста, сложно, но эту ситуацию можно исправить за счет специальных учреждений. Но на это требуются деньги, да и подбор кадров должен осуществляться более тщательно. Согласитесь, если у вас есть деньги, то своему ребенку вы наймете лучшего репетитора, навыки преподавания которого не будут подвергаться сомнению.
По различным оценкам, инвестиции в меры по поддержке и обучению детей из беднейших американских кварталов дают долгосрочную доходность 10 к 1 и больше. Редко можно увидеть другие такие же эффективные государственные инвестиции.
Проблема с кадрами в учебных заведениях стоит довольно остро. Профсоюзы учителей успешно противостоят любым изменениям, которые бы позволили поощрять высокое качество преподавание или увольнение плохих учителей.
Все это можно исправить на уровне государства, и в некоторых регионах, таких как Новый Орлеан, показывают эффективность новые методики и подходы. Но университеты по-прежнему сохраняют свою приверженность аристократии. Только немногие из них, например Калифорнийский технологический институт, обращают внимание исключительно на успеваемость заявителей.
С другой стороны, общество и рынок сами регулируют правила, хотя до настоящей революции еще далеко. Дешевые онлайн-курсы набирают обороты, поэтому традиционные институты рано или поздно должны сократить расходы, либо они просто прекратят свое существование.
Ослабление связи между богатством семьи и успехом могло бы сделать Америка богаче, а также улучшить социальную обстановку, ведь разница в доходах тогда бы снижалась. Кроме того, сейчас многие американцы могут голосовать за кандидата только по той причине, что он не является еще одним Клинтоном или еще одним Бушем.