5 главных таджикских фильмов последних лет

Беспредел в таджикском музыкальном бизнесе, жизнь душанбинских бомжей, женское коварство и детство глухонемого мальчика – таковы главные темы молодого таджикского кино в прошлые годы.

О каждой из этих работ «АП» рассказал доктор философских наук, культуролог Садулло РАХИМОВ.

«Музыкальный бизнес в Таджикистане» (2014 год)

КОРОТКИЙ метр документального кино «Музыкальный бизнес в Таджикистане», созданный в рамках медиастажировки КЦ «Бактрия» при поддержке Фонда Кристенсена, заставляет задуматься: а есть ли этот бизнес на самом деле? И какой он? Фильм выносит печальный вердикт: музыкальный бизнес в Таджикистане вульгарен и дик. Попираются авторские права, кругом пиратство. Единственный рынок для музыканта – свадьба или корпоративные вечеринки. Конечно, не все вопросы этой темы затронуты здесь. Но когда в конце фильма, после страстного, полного боли и печали отчаянного признания о состоянии отечественной эстрадной музыки, в унисон интонации своей исповеди Акбар Рузиев поет «На ту дони дар замона кимати барги хазонро» («Не тебе дано знать ценность осеннего листа»), поет долго, так долго, что песня продолжает звучать с темного экрана, когда давно «проползли» все конечные титры, становится грустно. Кажется, что эти слова из песни обращены к пассивному слушателю, который ничего не сделал, чтобы что-то изменить, чтобы защитить настоящую любимую музыку от вандализма и дикого рынка.

Закадровым голосом совсем молодого, но уже слывущего философом Антона Родина, как бы от имени авторов, с сарказмом и в то же время мудро подытоживается увиденное: «Важно не то, что солнце заходит, важно, когда оно восходит. Важно то, что остается»…

И, хотя фильм с профессиональной точки зрения не совсем безупречен, он выполнил главную функцию документального кино – поднял социально важную тему, на которую нам всем стоит обратить внимание.

Продолжительность – 28 минут. Авторы – Роман Буряк, Салимджан Таиров; оператор и монтажёр – Салимджан Таиров; продюсеры – Сергей Чутков, Кирилл Кузьмин; куратор – Алишер Примкулов («АртАРЕА»).

«Один день Душанбе» (2011 год)

ДРУГОЙ документальный фильм, снятый в рамках проекта «Документальное кино в фокусе» (автор проекта – Робия Атоева) и созданный при поддержке Института «Открытое общество» и Института имени Гёте — «Один день Душанбе». Фильм представляет собой рассказ об одном дне из жизни города, каким его увидели создатели проекта.

В первом сюжете медленно угасают уличные фонари. Наступает рассвет. Женщина-таджич­ка сверх своего традиционного платья накинула оранжевый жилет, начинает мести главную площадь столицы. Мужчины загружают лопатами мусоровозку. Машины-поливалки омывают дороги. Городской автобус выезжает с автостанции. Включаются фонтаны. Подъехал к краю города поезд с сельхозпродуктами. Рыночные перекупщики оптом скупают у владельцев агропродукцию. На этом же поезде мы проезжаем по железнодорож­ному мосту. С его высоты видим оживший город, стремительное движение машин на дорогах, поток людей, наполнивших городские улицы.

Вскоре нам показывают трех женщин-бомжей. Явных пьянчужек.

- Кем вы раньше работали? – спрашивает одну из них автор сюжета.

- Учительницей. Сын продал квартиру и уехал в Россию, обещал вернуться за мной. Вот, жду, — отвечает она. 

- Ваши ученики узнают вас?

- Узнают.

После женщин-бомжей авторы смотрят на Душанбинку, которая изумрудным цветом притекая из Варзобского ущелья, постепенно сереет в черте города. Мальчишки-подростки моют шампунем легковые машины, а грязная вода стекает назад…

На улицах бойко идет торговля. Торгуют все: старики, женщины, дети. Торгуют везде. Торговцы заполонили все обочины центральной улицы. Торговлей занимаются без должного соблюдения гигиены и сервиса. Городской базар «Шохмансур» многолюден.

А рядом таджики вместе с китайцами асфальтируют городские дороги. Работа идет бойкая. Только тяжелой работой заняты местные, а техникой управляют китайцы…

Дети катаются на роликах. Жених и невеста в свадебных нарядах, уединились и воркуют о чем-то. Толпа молодежи. Подросток-таджик демон­с­трирует танец в стиле Майкла Джексона, другой — исполняет прилич­ный рэп. Темнеет. Люди стекаются к фонтану у Театра оперы и балета имени С.Айни. Там под бадахшанскую эстрадную музыку пляшет танцовщица, ей в унисон танцуют девочки.

Так заканчивается день города.

Такого фильма в копилке документального кино Таджикистана еще не было. Главный его пафос – показать родной город без патетики и лозунгов, без глянца, таким, каким мы его видим каждый день.

Продолжительность — 24 минуты. Авторы фильма – Азиза Нуриддинова, Абулкосим Файзов, Бехрух Курбанов, Далер Бобиев, Дилшод Халимов, Сергей Прошкин, Фарход Тухташев, Шахбоз Аброров, Шохджамшед Умари и Эрадж Каххори.

«Вездесущий» (2014 год)

ИГРОВОЙ короткометражный фильм «Вездесущий» производства «Таджикфильм» является дипломной работой молодого режиссера Руми Шоазимова – выпускника ВГИКа, (мастерская В.Меньшова).

«Вездесущий» явился этапным не только для творчества начинающего режиссера (у которого просто мальчишеский возраст для режиссуры – 23 года), но и для современного таджикского кино. Главное достоинство картины — его очевидный профессионализм во всех ипостасях: в сфере драматургии, режиссуры, актерского мастерства, монтажа, музыки, операторской работы.

Руми вместе с коллегами создал на экране психологически напряжённое полотно, полное таинства. Актер Баходур Миралибеков при помощи продуманного в унисон драматургии полумрачного колорита, нап­ря­женной музыки Далера Назарова, точной работы камеры создал  образ человека, который страдает манией преследования. Ему казалось, что новый сосед его всюду преследует. С ним он сталкивается повсюду, но ничего не понимает. Герой безудержно начинает искать причину. И у зрителя складывается впечатление, что он просто страдает фобией. И только в конце выясняется, что это совсем не фобия, а сговор между женой героя и ее любовником.  

Некоторые зрители и эксперты в кулуарах Дома кино в перерывах между сеансами высказывали мнение, что «Вездесущий» якобы оторван от реалий таджикистанской действительности, что «высосан из пальца», что фобия – признак мегаполисов, что таджикистанское общество еще не доросло до фрейдовских героев.

Но Руми, используя фактуру таджикскую, моделирует свою, иную реальность, через которую транслирует миру свое видение жизни.

Существует ставшая уже крылатой фраза: «Кино должно быть разным, но не скучным». Я солидарен с оценкой Сергея Лаврентьева – российского киноведа, историка кино, который похвалил нашего молодого режиссера за возрождение забытого ныне правила – фильм снимается для того, чтобы его смотрели.

Дли­тель­ность – 25 мин. Автор сценария – Юнус Юсупов, режиссёр-постановщик – Руми Шоазимов, оператор-постановщик – Александр Соловьёв, продюсер – Носир Саидов.

«Белый воробей» (2014)

ЭТО рассказ о мальчике, который живет в своем маленьком поэтическом мире. Несмотря на то, что он немой от рождения, это не создает для него препятствий в познании мира вокруг себя. Мое внимание привлек режиссерский взгляд Диловара Султонова на его первый фильм: «Что я хочу сказать этим фильмом? Снимая его, я хотел донести до зрителя следующую важную для меня мысль: дети в том возрасте, в котором находится герой фильма, ощущают в себе, сами того не подозревая, неограниченные возможности. Думаю, они способны на все и потенциально талантливы во всем. Но, к сожалению, родители или окружающие их взрослые чаще говорят им: «Это не для тебя». У меня к зрителям этого фильма есть просьба: когда будете смотреть его, позвольте нашему герою стать гидом в мир детства. Расслабьтесь и не стесняйтесь. Найдите в себе того ребенка, который в вас давно сидит и тоскует по вашему вниманию. И тогда мир ваш, пусть и на мгновение, станет другим. Ведь за редким исключением наше детство – это мир счастья, мир чистоты и искренности».

Фильм снят без каких-либо явных внешних эффектов. Впечатляет работа оператора, который нашел нужную интонацию и пластику в воспроизводстве атмосферы и действий героев фильма. Монтаж выглядит безупречным. Это и понятно: Диловар прошел школу Мохсена Махмальбафа. Однако с точки зрения режиссуры в целом в этом фильме наблюдается экстравертное, констатирующее. Зритель не находит возможности душой войти в фильм. Он разумом фиксирует иллюстрацию сценария. Но большего, такого, что заявлено в режиссерском слове, не происходит. Проб­лема заключается в слабом, схематичном выстра­ивании дра­ма­тургической линии сложных взаимоотношений хрупкого, романтичного, фантазирующего героя со своим прагматичным братом, который вовсе не верит, что человек может летать, как птица. На этом конфликте мальчика-романтика и прагматичного брата должна была быть построена драматургическая линия фильма.

Продолжительность — 20 минут. По одноименному произведению Сайфа Рахимзода Афарди. Сценарий — Мохсен Махмальбаф, режиссер-постановщик и режиссер монтажа — Диловар Султонов, оператор — Станислав Макиевский, художник-постановщик — Далер Мехтоджев, музыка — Далер Назаров, звукорежиссер — Хасан Махдави, продюсер – Носир Саидов.

«Паймон» (2014)

ГЕРОЙ фильма Фаридун, перспективный молодой специалист, несмотря на диплом с отличием, не может найти себе работу. Из всех благ у Фаридуна осталась лишь квартира, которую он, несмотря на уговоры жены, не желает продавать. Вскоре закрутилась карусель, началась некая странная, сюрреалис­ти­ческая игра, в суть которой Фаридун до конца не может проникнуть. Он в этой игре становится главной фигурой, с которой играют. Фаридун пытается разобраться, кто «кукловод» в этой игре. В конце, как и в фильме «Вездесущий», выясняется, что всю эту игру затеяли жена Фаридуна и ее любовник, некий полковник милиции. Кстати, ключевой герой в погонах у Мухиддина (режиссера) уже был в его фильме «Ормон».  Но в «Ормоне» был сравнительно неплохой монтаж, в «Паймоне» этого нет. Налицо стереотипное приключенческое кино с претензией на оригинальность. Одна из явных проблем «Паймона» – это смешение жанров. В противовес Руми Шоазимову, который явно не претендует на реальность таджикистанскую, Мухиддин претендует на нее. Однако представленное в фильме вовсе не является достоверным отображением реальной ситуации нашей действительности. Оно есть лишь отдаленное подобие этой действительности. Это, скорее, схема, чем нечто достоверное. Это художествен­ный вымысел сценариста и следом режиссера. И, тем не менее, картина привлекает интерес массового зрителя. Она сделана по правилам зрелищного кино. В стереотипности фильма есть, правда, и оригинальные фрагменты. Так, образ философствующего вора – это находка. И в этой находке есть львиная доля дарования актера Хуршеда Мустафоева. Его герой интересен. 

Продолжительность – 160 минут. Сценарий — Бахтиёр Кари­мов, режиссер — Мухиддин Музаффар (Джураев), операторы — Навруз Саидов, Бахтовар Сафаров, художник — Абдугаффор Умадкулов, грим — Хуршед Муста­фо­ев, композиторы — Зайниддин Каримов, Джовид Рузиев, звук — Фаррух Мамадов, монтаж — Фарход Тухташев.

Эпилог

ПОДВОДЯ итоги, хочется, во-первых, обратить внимание, что оба актуальных документальных фильма сняты на чужие деньги. Наши телеканалы, которые охотно показывают зарубежные картины о мире животных, не настроены демонстрировать свои проблемы. Фактически докумен­тальное кино сегодня загнано в угол.

Финансирование кино в Таджикистане складывается стихийно, можно выделить условные источники и пути реализации кино молодых. Это семейная опека (Руми Шоазимов, Шарофат Арабова), самовыдвижение или частные студии (Мухиддин Музаффар), телевизионные каналы (Мухаммадраби Исмоил, Абулхай Зокиров), поддержка со стороны базовой киностудии «Таджикфильм» (Диловар Султонов, Некруз Абдуджалил), продюсерское кино («МК», «ВАРД СИМО»).

Во-вторых, хочется отметить продвинутых молодых режиссеров, которые обучались передовым методам современного кино, но, вернувшись на родину, чувствуют себя не в своей тарелке. Неужели им придется искать свою нишу в другой стране? Но ведь это у нас уже было: Джамшед Усмонов, Бахтиёр Худойназаров, Фархад Абдуллаев, Окил и Толиб Хамидовы, Халима Хасанова, Гулбахор Мирзоева и еще десятки других уехали из Таджикистана. Теперь они почти не создают фильмов о Таджикистане, не выражают в своих фильмах наши интересы, чаяния, нашу боль и радость.

Киностудия «Таджикфильм» с приходом Носира Саидова пытается наладить институт меценатства. Так, тому же Р.Шоазимову киностудия помогла со съемочной техникой, производственным персоналом, ОО «Дидор» из своего и без того малого спонсорского бюджета выделила для него средства для постпродакшн. Киностудия «Таджикфильм», исходя из своих скромных средств, помогла Д.Султонову.

Отрадно, что на горизонте отечественных инициаторов, поддержива­ю­щих молодое кино, наряду со студией Каримова, появилась новая организация – научно-производственное общество «ТОДЖВАРД». Это объединение создало внутри себя специализированный подраздел по производству фильмов «ВАРД СИМО». Это озна­чает, что среди отечественных бизнесменов появляются меценаты, которых вол­нует престиж страны, престиж культуры.

«Дарят ли вам цветы?» – с таким вопросом обратился к одной из женщин-бомжей в фильме «Один день города Душанбе» молодой кинодокументалист. Пожалуй, это знаковый вопрос, т.к. он может быть задан и самим молодым кинематографистам Таджикистана. И мне кажется, что они могли бы ответить на него так же, как и та женщина без определенного места жительства.

Все фильмы можно посмотреть на сайте фестиваля «Дидор» www.didoriff.com